Состоявшийся на прошлой неделе высокий американо-китайский диалог на Аляске начался со взаимных обвинений в нарушении дипломатического протокола, продолжился обменом резкими заявлениями, а на выходе не дал даже совместного коммюнике. Атмосфера встречи в Гуйлине была кардинально противоположной: главы внешнеполитических ведомств России и КНР не стесняясь называли друг друга друзьями и постоянно обменивались "локтепожатиями", которые по соображениям санитарной безопасности пришли на смену рукопожатиям, но выглядели даже более эффектно. А в китайском сегменте Всемирной паутины как лесной пожар распространилась история: именно Гуйлинь выбран местом для визита Лаврова, потому что название города в китайском языке омонимично фразе "дорогой сосед".
Такая хронология событий не могла не привести к разговорам о том, что "американцы сами подталкивают Россию и Китай к сближению" и что "не за горами антиамериканский союз". Вопрос поставили практически ребром на пресс-конференции в МИД КНР 22 марта. Один из иностранных журналистов спросил: правда ли, что визит Лаврова "специально организован" в пику сложным американо-китайским переговорам в Анкоридже. В ответ официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин охладила пыл сторонников теории "антиамериканского заговора". По ее словам, визит планировался заранее, а "развитие российско-китайских отношений не направлено против каких-либо стран". "Наши отношения открыты и транспарентны, в них нет скрытой повестки дня или заговоров, как это водится у лоббистских группировок в отдельных странах", - констатировала официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства.
Действительно, на переговорах Сергея Лаврова и его китайского коллеги Ван И поднималась тема США. Министры совместно призвали Вашингтон "прекратить практику односторонних действий и буллинга, перестать вмешиваться во внутренние дела других государств, отказаться от блокового мышления и конфронтации... задуматься о том ущербе, который США своими действиями нанесли глобальному миру и стабильности". Действительно, еще перед началом визита в КНР Лавров жестко прошелся по американским "причудам" и даже предложил определенные решения для противостояния санкциям США. В интервью китайским СМИ он, в частности, предложил повысить технологическую самостоятельность, отказаться от расчетов в долларах и от использования контролируемых Западом международных платежных систем.
Однако утверждать на основе таких высказываний о намерении России и КНР сформировать некий антиамериканский альянс - значит попросту не разбираться в базовых внешнеполитических стратегиях России и Китая, подчеркивают в Пекине. Научный сотрудник Института международных исследований Ян Сиюй подчеркивает: "Российская и китайская внешнеполитические стратегии ни вместе, ни по отдельности не предполагают противостояния США. В фокусе внимания Китая - не конфронтация с Соединенными Штатами, а сворачивание антикитайской политики Вашингтона, возвращение США на путь взаимовыгодного сотрудничества. Россия также желает не разрыва отношений с Америкой, а мирного разрешения существующих проблем". По его словам, американский фактор в российско-китайских отношениях сильно переоценен: "Если честно, вопрос отношений с США не так важен в двусторонней повестке. Визит Лаврова нацелен на дальнейшее развитие двусторонних отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху, которые едва ли предполагают совместное противостояние США".
Большинство китайских экспертов уверены, что разговоры о противостоянии США и российско-китайского блока - это дипломатический "американизм", который не свойственен внешнеполитическому мышлению и практике Москвы и Пекина. При этом наблюдатели отмечают, что подобный подход опасен для самих же США. Как отмечает Ян Сиюй, "США переоценивают свои силы. Если они пойдут по пути эскалации противостояния с Россией и Китаем, то попросту выдохнутся". "У США накопился целый воз внутренних проблем, и если вместо их решения они сосредоточатся на противостоянии двум крупным державам, то цена будет слишком высока", - вторит ему научный сотрудник Института современных международных отношений Чэнь Юй.
Наблюдатели напоминают: в центре внимания визита Лаврова в Китай находились далеко не США и их западные партнеры, а глубоко двусторонняя повестка: подготовка российско-китайских контактов на высшем и высоком уровнях, а также совместного заявления лидеров двух стран, посвященного 20-летию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Теоретикам "антиамериканского заговора" советуют отдельно ознакомиться с этим документом (он не такой большой - всего 25 статей), в котором несколько раз обозначено, что российско-китайское сотрудничество "не направлено против третьих государств". Договор этот будет автоматически продлен еще на пять лет с февраля 2022 года, так что один из базовых принципов российско-китайских отношений - "не дружить против" - остается в силе.
В принятом по итогам встречи Совместном заявлении главы внешнеполитических ведомств двух стран подтвердили приверженность этому принципу, подчеркнув, что "основным инструментом ведения международных дел должен стать диалог, направленный на сплочение всех стран мира, а не на их разобщение, на сотрудничество, а не противоборство". Они вновь призвали, "отложив разногласия, укреплять взаимопонимание и наращивать сотрудничество в интересах всеобщей безопасности и геополитической стабильности, содействовать становлению более справедливого, демократического и рационального многополярного миропорядка". При этом основой международного сотрудничества названы "равенство и взаимоуважение", отказ от двойных стандартов, а также невмешательство во внутренние дела других государств под предлогом "продвижения демократии" или защиты прав человека.