Хорошие результаты показали и продажи коммерческого транспорта. Например, реализация грузовых автомобилей FAW (743 единицы) почти на 100 процентов превысила аналогичный показатель 2019-го. Рост продаж техники FAW в прошлом году, считают эксперты, обусловлен стабильно высоким спросом на самосвалы с колесными формулами 6x4 и 8x4. Их доля в общем объеме реализованных машин составила 70 процентов. Также отличные результаты показали среднетоннажные автомобили с долей в 15 процентов. Кстати, мировые продажи FAW в 2020 году также существенно выросли: с 335 тысяч до 490 тысяч единиц. Тенденция к увеличению доли на отечественном рынке остается и в наступившем году. Так, в январе, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на российском рынке было продано 4608 легковых автомобилей китайских брендов. Это на 52,1 процента больше, чем в январе прошлого года. При этом российский рынок в целом сократился на 4 процента, а доля "китайцев" на нем, как показывают расчеты "Автостата", увеличилась до 5 процентов.
Лидером января среди "китайцев" стала марка Chery - 1914 штук, что в 4,5 раза больше, чем в январе 2020 года. На втором месте Haval - 1567 штук (плюс 28 процентов). Третью строчку занимает бренд Geely, продажи которого сократились на треть, до 555 единиц из-за дефицита машин. По мнению аналитиков "Автостата", тройка лидеров аккумулирует примерно 90 процентов продаж китайских автомобилей в России. В то же время на рынке уверенно присутствуют и другие бренды - Changan (263 штуки), FAW (96), GAC (27), Brilliance (13). Кроме того, остатки складов распродают Lifan (83) и Zotye (9).
"Любой тяжелый год открывает возможности. Просто кто-то ими пользуется, а кто-то нет. Китайский автопром - воспользовался. И в 2020 году поднялась новая волна завоевания российского авторынка китайскими брендами, - говорит аналитик компании JATO Dynamics в России Сергей Баранов. - Отправной точкой здесь можно считать 2005 год, когда китайские автопроизводители стали массово выходить на российский рынок. Первым брендом в РФ стал Chery. В течение трех лет у нас появилось минимум 15 брендов разного масштаба, уровня и известности. Они и начинали по-разному: кто-то локализовал сборку, кто-то находил партнеров-дистрибьюторов и не выходил за пределы восточной части РФ".
В 2008 году, продолжил эксперт, вместе с кризисом эта волна очень быстро угасла. И большинство брендов как быстро вышли на наш рынок, так же стремительно его и покинули. В 2012-2014 годах, когда российский рынок начал восстанавливаться после кризиса 2008-го, последовал второй этап экспансии китайских брендов. На этот раз производители уже не искали местных дистрибьюторов, а открывали собственные дочерние компании. В этот период появились российские офисы Brilliance, Changan, DFM, Haima, Hawtai, JAC, Lifan. "В 2013 году объем продаж китайских брендов в России достиг исторического максимума - почти 100 тысяч без учета легких коммерческих автомобилей. И этот рекорд до сих пор не побит", - рассказал Сергей Баранов.
Секрет популярности был прост: китайские бренды позиционировали себя в ультрабюджетном сегменте и предназначались для тех, кто не мог себе позволить "корейца" или "европейца". Их средневзвешенная цена (517 тысяч рублей) была на 40 процентов ниже общего показателя по рынку. При этом SUV (кроссоверы и внедорожники) занимали меньше половины объема продаж.
Но за последние шесть лет позиционирование китайских брендов в России серьезно поменялось, рассказывает Сергей Баранов. Почти все производители сфокусировались на классе SUV. Вслед за этим выросла средневзвешенная цена китайского автомобиля. Как итог, более 40 продаж происходит в сегменте ценой более полутора миллионов рублей, а он составляет лишь треть рынка. Локализация производства не служит решающим фактором: по статистике 2020 года около 35 процентов китайских автомобилей поставляется напрямую из Поднебесной. И в 2020 году китайский автопром начал уверенно отвоевывать российский рынок у своих конкурентов, за одни и те же деньги предлагая больше опций, технологий и комфорта, чем корейские, японские и европейские автопроизводители.
"С 2020 года китайские марки бессменно возглавляют рейтинг по динамике продаж, добиваясь роста в разы - не только из-за низкой базы, но и благодаря выводу новых моделей и отсутствию проблем с поставками, - резюмирует Сергей Баранов. - Лидирующая тройка брендов уверенно закрепилась во второй десятке общего рейтинга (без учета LCV), при этом Geely и Haval приближаются к топ-10".
"Спрос на китайские автомобили растет благодаря их технологичности и оптимальному соотношению цены и качества, - считает директор ГК "АвтоСпецЦентр" Денис Петрунин. - Еще одним положительным фактором в пользу китайских брендов является то, что в большинстве своем они представлены в России наиболее востребованным сегментом - SUV (в структуре продаж кроссоверы и внедорожники составляют 95 процентов). В качестве отличительных особенностей для дилеров китайских марок можно выделить оптимальные требования к оформлению дилерского центра, регулярное обновление модельного ряда, экспансию и ценовую политику производителей в диапазоне от 1,1 до 2,5 миллиона рублей. Такими темпами в 2021 году китайские автопроизводители продолжат интенсивно наращивать продажи в России, что приведет к увеличению их рыночной доли".
Положительная динамика авторынка в самом Китае фиксируется десятый месяц подряд, чему способствует восстановление экономики страны после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, отмечают в аналитическом агентстве "Автостат" со ссылкой на Китайскую ассоциацию автопроизводителей (СААМ). В частности, в феврале-2021 продажи легковых автомобилей увеличились в 4,1 раза и составили 1,156 миллиона единиц. Конечно, в какой-то мере высокий рост спроса обусловлен, в частности, низкой базой прошлого года, когда коронавирус практически парализовал потребительский спрос. По итогам первых двух месяцев 2021 года китайский авторынок вырос на 74 процента, до 3,2 миллиона машин. Согласно прогнозу CAAM, к концу нынешнего года китайский авторынок может вырасти на 4 процента.
Владимир Шмаков, гендиректор "Chery автомобили рус":
В 2020 году Chery вывела на рынок три новых модели. Это принесло свои плоды: по сравнению с 2019 годом объем продаж увеличился более чем на 80 процентов. Надеемся на рост и в 2021 году.
Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей "ФАВ-Восточная Европа":
- Несмотря на прогнозируемое падение рынка в 2021 году на 3-5 процентов, мы планируем увеличить объем продаж на 10 процентов. Кроме того, FAW намерена расширять дилерскую сеть на территории РФ. Особый интерес для нас представляют Приволжский и Уральский федеральные округа.
Валерий Тараканов, директор по операционным вопросам Geely motors:
- В 2020 году нам удалось показать в России отличный рост продаж - 61 процент. Бренд Geely заставил многих россиян принципиально изменить свое мнение о продукции из Китая. Также в прошлом году значительно приросла дилерская сеть, расширилась ее география. Бренд продается в 61 городе РФ, где работают 89 официальных дилеров. В 2021 году рассчитываем на рост продаж 2-3 процента.