Одной из наиболее серьезных проблем остается недостаточное финансирование науки. В 2020 году из федерального бюджета выделено порядка 650 миллиардов рублей на фундаментальные и прикладные научные исследования. Примерно 6,7 миллиарда рублей из этой суммы направлено на проекты арктической тематики. Это чуть более одного процента от общего объема финансирования науки в стране, отмечают представители научно-образовательного консорциума "Будущее арктической архитектуры и динамика климата", в который входят семь российских вузов. При этом вклад Арктики в ВВП России составляет от 15 до 20 процентов.
В результате для реализации крупных инвестпроектов в Арктике не хватает научного сопровождения. В частности, существует огромный пробел в региональной геологии. Не хватает специалистов, которые знали бы регион, знали, чем сложны острова, и одновременно могли бы интерпретировать сейсмические профили - это необходимо, например, при поиске новых месторождений углеводородов. Много лет не восполняется острый дефицит гидрологов, океанологов, специалистов по мерзлотоведению, криологов. Отсутствие специалистов не позволяет решать проблемы, которые уже назрели за годы присутствия в Арктике. В их числе - деформация зданий в условиях вечной мерзлоты, нарушение устойчивости сооружений, последствия изменения климата и другое. Транспортники в ближайшие годы прогнозируют нехватку специалистов для береговых центров связи в портах Заполярья и для ледокольного атомного флота.
Кроме того, специфика Арктической зоны требует нестандартных инфраструктурных решений, например создания круглогодичной системы взаимодействия Северного морского пути и внутренних водных путей Сибири и Крайнего Севера. Такие логистические технологии можно внедрить только при условии специальной подготовки кадров: эти люди должны разбираться в работе не только добывающей, но и транспортной отрясли. Пока таких специалистов нигде не готовят.
Помимо всего прочего, в подготовке технических специалистов для арктических проектов имеет особое значение гуманитарная составляющая. В арктических условиях необходима особая ответственность бизнеса перед той средой, куда он приходит. Любой транспортник, газовик или нефтяник должен иметь северную компоненту подготовки. Поэтому вузам необходимы программы, по которым студент независимо от специализации получит комплекс общих знаний об Арктике.
Федеральные власти уже предприняли ряд шагов для решения этой проблемы. В частности, предполагается наладить координацию работы более 500 научных организаций, расположенных в 50 субъектах РФ, которые занимаются исследованиями по арктической тематике. В сентябре 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев объявил о создании научного арктического совета при Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, который призван координировать работу чиновников и научных организаций и формировать повестку исследований по арктической теме. Для финансирования наиболее важных научных проектов предполагается создать фонд грантов на исследовательскую работу. В рамках программы развития Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова на территории Арктики будет создан глобальный научно-образовательный и технологический центр.
По словам советника руководителя Кольского научного центра РАН Владимира Маслобоева, для развития науки планируется создать арктический фонд грантов на исследования и разработки.
Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА:
- В восточном и западном секторах Российской Арктики есть большие различия в уровне сотрудничества государства, бизнеса и науки. Создание научно-образовательного центра призвано сгладить эти различия.