Ведомство проанализировало количество контрольных, проверочных и других диагностических и самостоятельных работ в школах. Изучило учебные планы и рабочие программы 7 класса.
Данные получились очень интересными. Процент контрольных и проверочных работ от общего числа запланированных уроков составляет:
- по русскому языку - от 11,5% до 20% (средний показатель - 14%);
- по математике - от 9,9% до 18,5% (средний показатель - 15%);
- по физике - от 9,7% до 25,9% (средний показатель - 18,6%,);
- по истории - от 8% до 19,8% (средний показатель - 13%,);
- по биологии - от 12,7% до 35,2% (средний показатель - 17%).
- Мы проанализируем со стороны физиологии ребенка, сколько контрольных максимально в той или иной возрастной группе может быть приемлемо. К августу вместе с министерством просвещения дадим четкий регламент для, в первую очередь, региональных министерств, муниципалитетов, в последнюю очередь - директоров школ, - заявил Анзор Музаев.
По его словам, недопустима ситуация, когда фактически каждый третий урок биологии приходится на контрольную работу. Директора школ часто исполняют директивы региональных органов управления образованием. Кроме того, существует практика натаскивания учеников к всероссийским проверочным работам (ВПР) из-за которой учителя, по своей инициативе, перед ВПР проводят по несколько тренировочных "предпроверочных" работ. Поэтому должны быть сформированы общие подходы, которые бы не создавали напряжения, в первую очередь у родителей.
- Есть муниципальные контрольные работы, есть уровень региональный. Почти в каждом субъекте есть свои центры оценки качества образования, и они тоже спускают в школы свои контрольные работы, - рассказал Анзор Музаев. - И если бессистемно подходить к этому вопросу, то может сложиться ощущение, что в школе учитель сначала проводит свои контрольные работы, потом по этому же предмету идут муниципальные контрольные работы, а затем - региональные, и в конце - федеральные. Мы много раз проводили с регионами семинары по этому поводу, чтобы количество контрольных работ "не зашкаливало". Есть подозрение, что в ряде школ очень много учебных часов тратиться именно на оценку, в то время как эти часы должны быть потрачены на обучение, на освещение новых тем, на работу с отстающими ребятами, на закрепление. Вместо этого идут сплошные контрольные работы. В итоге фактически в таких школах возникает ситуация, когда ответственность перекладывается: ученики и их родители остаются один на один с теми проблемами, которые у них возникают при изучении определенных предметов, и вынуждены решать эти проблемы самостоятельно. Такого не должно быть.
По словам Анзора Музаева, будут выработаны единые подходы, которые бы ориентировали учителя на то, что он не обязан "по указке свыше" проводить огромный процент контрольных работ.
Как рассказала на совещании первый замминистра образования Московской области Елена Михайлова, проблема еще и в том, что в федеральных государственных образовательных стандартах количество контрольных работ никак не регламентируется. Учителя исходят из того, что написано в учебниках, которые входят в утвержденный федеральный перечень. И только по математике есть более 9 линеек учебников. В каждом учебнике - от 9 до 17 тем, после каждой авторы учебника предлагают проводить контрольную работу.
- Мы будем сравнивать, как большое количество контрольных работ влияет на успешность детей - сделаем полный анализ, как эта нагрузка может сказаться на здоровье ребенка, на психологической атмосфере в семье и в школе. Предоставим итог в августе, - подчеркнул Анзор Музаев.