13.04.2021 08:36
Русское оружие

Огонь в любом направлении: The Drive впечатлила советская авиапушка

Текст:  Олег Корякин
The Drive рассказал, в чем уникальность советских авиационных пушек.
/ bomberpilot / wikimedia.org
Читать на сайте RG.RU

Портал The Drive сделал обзор советских авиационных пушек. Советский Союз нашел наиболее изобретательные способы установки этих орудий для увеличения огневой мощи своих самолетов.

Как и в США, первые советские истребители после Второй мировой войны были снабжены пушками в качестве основного вооружения, прежде чем в конце 1950-х годов от них стали отказываться в пользу не всегда надежных управляемых ракет. Но уроки воздушного боя на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии в 1960-х годах показали, что орудия по-прежнему играют жизненно важную роль. В то же время растущее значение наземных атак также требовало вооружения более крупного калибра.

К началу 1970-х годов СССР начал использовать новое поколение истребителей, для которых требовалось все более разрушительное оружие. Так началось производство пушки ГШ-23 для МиГ-21 и МиГ-23.Ее устанавливали в унифицированный оружейный контейнер УПК-23-250. Помимо двухствольного орудия он включает в себя 250 патронов и электропривод.

Хотя УПК-23-250 зарекомендовал себя как надежное и мощное оружие, он всегда ограничивал пилота. Для его применения приходилось подлетать к атакуемой цели, подвергая собственный самолет риску встречного огня с земли.

Российский детонационный двигатель прошел первый этап испытаний

Подвижная пушка, позволяющая поражать цели перед траекторией полета самолета или позади него, позволяла избежать этого. Первым из подобных орудий стала съемная подвижная пушечная установка СППУ-22-01. Она была создана на базе ГШ-23, но с использованием шарнирного механизма, который наклонял стволы вниз на 23 градуса. Угол прицеливания надо было выбрать перед вылетом.

Однако к середине 1970-х годов Советский Союз начал работать над вращающимися пушками, похожими на классические американские M61 Vulcan, но большего калибра. Шестиствольные пушки были произведены в двух версиях. Для перехватчика МиГ-31 и бомбардировщика Су-24 - 23-мм, а для штурмовика МиГ-27 - 30 мм.

Шестиствольное 23-мм орудие ГШ-6-23 было адаптировано для самой необычной советской установки - СППУ-6, производство которой началось в 1976 году. На этот раз пушку можно наклонить на 45 градусов вниз, а также на 12 в сторону, избавляя самолет от необходимости пикировать прямо на цель. Контейнер также содержал систему управления оружием и 400 патронов.

Капсула могла быть установлена так, чтобы стволы были обращены вперед или назад. Единственный самолет, на котором подтверждено наличие этой установки - Су-24. Он способен нести сразу три таких пушки.

При этом продолжительность огня строго ограничена - при активном ведении огня боеприпасы в каждой капсуле будут израсходованы всего за несколько секунд.

По федеральной трассе под Воронежем проехал бомбардировщик

Из-за своих конструктивных особенностей, большого веса и сильной отдачи СППУ-6 предназначалась только для крупных штурмовиков с неподвижным крылом. Однако была также задумана разработка уменьшенных версий пушки специально для вооружения штурмовых вертолетов.

Сегодня, однако, большая часть этих установок встречается редко, за исключением УПК-23-250.

До конца не ясно, почему от них отказались. Вероятно, это оружие было достаточно сложным в эксплуатации. Возможно, вибрация оказывала неблагоприятное влияние на планеры самолетов. Какой бы ни была причина, эти установки остаются одними из самых интригующих авиационных орудий, разработанных в послевоенные годы.

Вооружение России