Чем нынешняя выставка в Новом Иерусалиме отличается от экспозиций, скажем, Всероссийского музея декоративного искусства или музея-усадьбы Абрамцево? Прежде всего тем, что здесь представлены произведения коллекций сразу пяти музеев и собрано творчество самых разных направлений традиционных российских ремесел. Кроме того, речь идет не только о "делах давно минувших дней" (с XIX века до советского времени), но и о том, что выпускается сегодня: кое-кто удивится, но фабрики традиционных ремесел - не музейные объекты, они работают и сейчас. При некоторых из них существуют собственные музеи, магазины, проводятся экскурсии и мастер-классы. Однако, будем говорить честно, все эти мероприятия не отличаются размахом, и существование народных промыслов нуждается в поддержке: оно может продолжаться только благодаря общественному интересу к этому культурному пласту.
Одна из важных тем, которую поднимает выставка, - возможность сотрудничества традиционных промыслов с современными дизайнерами и художниками. Именно этому посвящены проекты коллабораций современного и традиционного искусства, которые будут представлены летом в том же выставочном комплексе "Новый Иерусалим".
Автором идеи и куратором выставки "Небесная мастерская" стала Алина Сапрыкина, в недавнем прошлом директор Музея Москвы, а сейчас главный куратор Всероссийского музея декоративного искусства. Она привлекла к участию практически все подмосковные художественные промыслы, чьи названия воспринимаются как бренды. Среди них Богородская фабрика резьбы по дереву, фарфоровые производства Гжели, Дулева и Вербилок, платочная мануфактура Павлова Посада, Федоскино с его лаковой миниатюрой, Жостово с расписными коваными подносами. Специально для проекта был снято 8 документальных фильмов о самых интересных фабриках Московской области - о том, как выглядят эти производства сегодня, о семьях потомственных мастеров, прочно связанных с мануфактурами и в наши дни, о путях встраивания фабрик в современность.
Алина Сапрыкина рассказывает: "В Подмосковье сосредоточено более 50% важнейших народных художественных промыслов России. Сохранилось 19 значимых предприятий, имеющих богатейшую историю и собственные музеи, причем 6 из этих предприятий включены в перечень системообразующих организаций российской экономики. Места бытования традиционных промыслов имеют большой туристический и культурный потенциал. Такие изделия - не только музейные артефакты и сувениры, но и предметы быта. Чайники, самовары, любимые чашки и блюдца наполняют дом особой атмосферой. Классические образцы известных производств и новые интерпретации в исполнении современных дизайнеров и сегодня подходят для повседневного использования - они могут быть органично интегрированы в современный интерьер, стать самоценными арт-объектами".
"Ремесло" - от старинного слова "рукомесло", рукодельное мастерство, ручной труд. Все ремесла так или иначе происходят из крестьянского быта, который предполагал рукодельное создание предметов для повседневного использования либо праздничных случаев. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу - то есть когда их труд приносил доход.
В прежние времена типичным было развитие промыслов и ремёсел "по деревням". В одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные. Виды народных промыслов часто были обусловлены природной средой: художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в местности с соответствующим типом глины, центры по производству изделий из металла появлялись рядом с месторождениями черных и цветных руд.
Обмен продукцией производился натуральным путём или на ближайшем рынке. В крупных сёлах и уездных городках мастера объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила дешевле: в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли в России первые промышленные производства.
Важнейшим условием существования промыслов была преемственность: передача опыта от отца к сыну, от мастера к ученику. В советский период народное искусство и промыслы получали поддержку государства: от популяризации через образовательные учреждения до госзаказов и продвижения продукции на всесоюзных и международных выставках.
Гжельский фарфоровый завод & дизайнер моды Сергей СысоевХотя российские художественные промыслы - не только национальное достояние, но и часть мирового наследия, отражение культурных традиций, в наше время они часто воспринимаются как нечто устаревшее и мало востребованное.
Сегодня, в XXI веке, промысловые предприятия находятся в разных жизненных ситуациях: кто-то едва жив, а кто-то усиленными темпами модернизируется и обновляется.
Что же нужно, чтобы коллаборации современных художников с предприятиями традиционных народных промыслов не остались разовой акцией, а сами промыслы получили новые возможности развития? Алина Сапрыкина считает, что решением этого вопроса могло бы стать создание в Москве или Подмосковье единого постоянной действующего художественно-промыслового центра, который был бы сразу и музеем, и образовательной институцией, и туристическим местом, и торговой площадкой, и мастерскими. Концепция такого центра спроектирована в виде макета и показана на выставке (за архитектурную основу взят один из исторических комплексов Сергиева Посада).
"Цель выставки "Небесная Мастерская" - не только знакомство посетителей с наследием и интересными художественными образцами народных промыслов Подмосковья. Важно показать ценность темы в целом, ее жизненность, а вместе с тем обратить внимание на проблемы и необходимость поддержки промыслов настолько, насколько это позволяют сделать музейные средства", - полагает Алина Сапрыкина.
Именно поэтому, помимо частных посетителей, интересующихся искусством и историей, традициями и новаторством, проект художественно-промыслового центра адресован вниманию бизнеса и экспертного сообщества. Возможно, вопрос об их возможном участии в поддержке народных промыслов не останется без ответа.