Дорогая "цифра"
По оценке аналитической компании IDC за сентябрь 2020-го, объем российского рынка услуг в сфере IT в 2019 году составил 5,57 миллиарда долларов - это плюс 8% к показателям предыдущего периода. В 2020 году, по оценкам IDC, российский рынок вырос еще на 14% (в рублевом эквиваленте), или на 2%, если оценивать в долларах.
Центробанк дает оценку в виде 5,936 миллиарда долларов - это графа "телекоммуникационные, компьютерные, информационные услуги" за 2020 год.
Еще в доэпидемические времена - в 2018 году - экспорт программного обеспечения из России резко увеличился, превысив 10,5 миллиарда долларов. Рост продолжился и в период эпидемии коронавируса - по итогам 2020 года российские IT-компании добавили еще 5-10 %.
В целом, по оценке ассоциации "Руссофт", в России еще до кризиса насчитывалось более 100 компаний, которые занимали заметную долю в экспорте, продавая программные продукты за границу. Один из признаков востребованности российской продукции за рубежом - всевозможные рейтинги в стиле "Топ-50 IT-компаний из России", которые составляют англоязычные рейтинговые агентства для того, чтобы потенциальным заказчикам было легче разобраться " в чужом огороде". То есть аналитики без проблем могут составить для иностранных заказчиков рейтинг из 50 позиций, чтобы ранжировать российские компании, с которыми стоит иметь дело. И это не предел, как мы понимаем.
На российской платформе
США, ФРГ, Франция, Швеция, Юго-Восточная Азия, Южная Америка и Ближний Восток - все эти страны и регионы сегодня нуждаются в продукции российских айтишников.
Например, Websailors.pro ценятся иностранными заказчиками как топовый разработчик программного обеспечения в сегменте b2b (т.е. бизнес для бизнеса). Dunice создала себе имя как производитель веб-сервисов и мобильных приложений для стартапов и динамично развивающихся компаний. Burning Buttons, входящая в тройку лидеров, предлагает заказчикам программные решения в таких сферах, как путешествия, финтех, электронная коммерция, медицина, нетворкинг и недвижимость.
Например, для клиентов из Доминиканской Республики компания создала платформу для покупки и перепродажи автомобилей (т.е. сайт-аукцион для авто). И это только один из примеров.
Можно привести и такие примеры как Miro - это популярная платформа для визуализации и обсуждения идей онлайн. Идея Miro - это создание совместного рабочего пространства. В 2020 году компания-разработчик этого ПО привлекла 50 миллионов долларов от "Айконик Капитал" из США, управляющего капиталами самых крупных бизнесменов из Силиконовой долины.
IT-пространства, IT-деревни, IT-города
Понятно, что развитие IT-отрасли много в чем зависит от условий, которые создает государство. Например, сегодня в Татарстан перебираются даже многие московские айтишники, привлеченные налоговыми льготами и профессиональными кадрами. За четыре года - с 2016 по 2020 - выручка отрасли возросла с 49,7 до 73 миллиардов рублей. Эксперты "Сколково" помещают Татарстан в рейтинге "Цифровая Россия" на второе место - сразу после Москвы, но выше Санкт-Петербурга, идущего третьим. Российские айтишники прямо говорят, что "Татарстан себя прославил", а компания из республики, например, из города высоких технологий Иннополиса, автоматически считается сильным игроком.
Основанный 9 июня 2012 года Иннополис - третий по счету наукоград и первый в России город для IT-специалистов. Иннополис - город-спутник Казани, находящийся в месте слияния Волги и Свияги. Власти республики изначально задумывали Иннополис как наукоград, где расположены одноименные лицей и университет, а также особая экономическая зона "Иннополис". Иннополис - это проект инновационного центра, который начинался с 2010-х под названием "IT-деревня".
Сегодня в первом российском теперь уже IT-городе действует лицей "Иннополис" для школьников 7-11 классов, где дети углубленно изучают физико-математические дисциплины. В августе 2018-го Иннополис стал первым городом в России, где, если вам нужно поехать по делам, можно использовать для этого беспилотное такси.
Или, к примеру, такое пространство как ArtSpace - это коворкинг, театральная студия, студия звукозаписи, танцевальный класс, большой актовый зал, размещенные под одной крышей. Сегодня ежедневное число работающих в Иннополисе составляет порядка 4000 человек, официально здесь зарегистрированы 367 компаний, работающих в сфере IT. Первый российский IT-город - это 22 ЖК на 1572 квартиры, школа и IT-лицей, отделения банков и почты, а также вся необходимая для жизни инфраструктура: кафе, аптеки, мойка для автомобилей, супермаркеты и т.д.
В дальнейших планах - построить в Иннополисе инфраструктуру автономных станций для самолетов-беспилотников.
Окно в мир
В России созданы условия, в которых появляются такие компании, которые могут составить конкуренцию на международных рынках. Одной из таких компаний является adme.ru из Татарстана, о которой слышало большинство пользователей рунета. Изначально это был сайт для рекламщиков о новостях "цеха", но затем контент постепенно сместился в сторону интересных историй и фактов. Подача adme настолько понравилась пользователям Рунета, что аудитория портала взлетела к 2015 году до 23 миллионов человек. В 2016 году основатели компании создали проект 5-Minute Crafts, который сегодня, по данным портала SocialBlade, зарабатывает порядка $15-20 млн в год.
Другим примером компании, получившей международную известность, является СМС провайдер Intis Telecom из Казани. Фирма, основанная 27-летним инженером Андреем Инсаровым в 2008 году, прошла долгий путь от индивидуального предпринимателя, работающего системным администратором, до международной компании, оказывающей услуги клиентам по всему миру. Сегодня СМС провайдер Intis Telecom способен доставлять СМС абонентам более 1200 мобильных операторов из 180 стран.
Начиная с 2009 года, Инсаров начал разрабатывать такое направление, как СМС-услуги, после того как одному из его клиентов - стоматологической клинике - понадобился такой сервис. Услуга оказалась настолько востребованной, что за 2010 год объем продаж увеличился с 10 тысяч СМС в месяц до 10 миллионов, т.е. в 1000 раз! Однако такой бурный рост привел к тому, что компания уперлась в потолок, продажи в России росли уже гораздо медленнее и естественным развитием событий был выход на международный рынок. В период с 2012 по 2015 были открыты филиалы в Литве, Великобритании и США, и в 2015 Intis Telecom впервые принимала участие в крупнейшей телекоммуникационной выставке Mobile World Congress в Барселоне.
Чтобы успешно конкурировать на глобальном рынке, необходимо постоянно развиваться и следить за трендами в отрасли. Сейчас СМС провайдер Intis Telecom отправляет сообщения не только в виде СМС, но и на такие популярные мессенджеры, как Viber и WhatsApp. Оказывает услуги системной интеграции и организации взаимодействия с клиентами, используя современные каналы коммуникаций.
В 2020 компания запустила новую разработку CliCo - это сервис-укорачиватель ссылок, который можно использовать в том числе в комбинации с СМС рассылками. В отличие от ближайшего конкурента Bit.ly, CliCo бесплатен для частных пользователей и предлагает множество полезных функций для маркетологов и разработчиков.
Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что Россия является одной из стран-лидеров в развитии цифровизации практически во всех отраслях экономики, и российские компании с каждым годом все больше и больше продуктов смогут предлагать зарубежным партнерам и конечным потребителям. И это значит, что у каждого, кто сейчас только учится или уже работает в этой сфере, есть отличные перспективы для развития и роста.