04.06.2021 14:00
Общество

Компетенции будущего

Специально для "Российской газеты" ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова рассказала об основных компетенциях современных инженеров, а также назвала главную цель Университета "МИСиС".
/ пресс-служба НИТУ "МИСиС"
Читать на сайте RG.RU

В чем, по-вашему, основное отличие между компетенциями инженеров XX и XXI века?

Реализация прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России требует подготовки ученых и инженеров нового поколения, способных ставить цели, объединять и вдохновлять научные коллективы. В этой связи задача университета - дать фундаментальные знания, погрузить в научно-исследовательскую деятельность с актуальной повесткой и предоставить студентам возможность раскрыть свой творческий и личностный потенциал. Именно поэтому в НИТУ "МИСиС" большое внимание уделяется формированию экосреды креативности и творчества, способствующей развитию компетенций, востребованных самыми передовыми компаниями России и мира.

В условиях формируемой экономики знаний на первый план выходит качество интеллектуальных ресурсов. Уже сегодня возможности машин и компьютеров опережают человеческие и растут по экспоненте. В связи с глобальной автоматизацией и роботизацией, широким распространением технологий, в основе которых лежит использование AI, существенно возрастает роль личности, обладающей высоким креативным потенциалом, стрессоустойчивостью, ответственностью, эмоциональным интеллектом.

С 2012 года мы реализуем собственную модель цифровой трансформации вуза - Digital MISIS. Она включает внедрение новых образовательных технологий, использование цифровых инструментов в научно-исследовательской деятельности и создание цифровых сервисов для обучающихся и сотрудников. НИТУ "МИСиС" ведет подготовку по самым востребованным и актуальным направлениям в области ИТ. Студенты университета изучают работу с большими данными, машинное обучение и искусственный интеллект, программную инженерию и системы управления автономными транспортными системами. Дальнейшее развитие отраслей экономики невозможно без цифровизации, масштабного внедрения информационных технологий.

Междисциплинарность сегодня является одним из важных трендов. Решение задач национального и глобального масштаба лежит в междисциплинарной плоскости. Большинство новых специальностей будет возникать на стыке дисциплин.

Значительная часть образовательных программ, реализуемых в университете, создается на пересечении фундаментальных наук, отраслевых направлений подготовки и ИТ. Для подготовки специалистов, востребованных цифровой экономикой, мы привлекаем к сотрудничеству наших бизнес-партнеров, создавая образовательные программы, в основе которых лежит модульный принцип: теоретические знания дополняются практическими кейсами ведущих технологических компаний.

Ведущие университеты должны стать лидерами технологического и научного прорыва. Какие стратегические направления в Университете "МИСиС" развиваете вы?

Цель НИТУ "МИСиС" - стать глобальным центром инженерного образования и науки. Разработанная нами стратегия включает три основных направления развития: концентрация в области прорывных исследований, подготовка специалистов для экономики знаний и цифровая трансформация вуза.

Сегодня университет готовит ученых и инженеров будущего, лидеров цифровой экономики. Разработки, которые ведутся в наших научно-исследовательских лабораториях и центрах, направлены на решение самых актуальных задач, стоящих перед международным академическим сообществом: в области квантовых технологий и вычислений, биомедицины и биоинженерии, рационального природопользования, создания новых материалов и технологий, поиска инженерных решений для проектов уровня MegaScience.

Задача, стоящая перед нашими университетами на пути повышения глобальной конкурентоспособности, - экспорт российского образования и масштабирование на международном уровне лучших практик, а также повышение привлекательности научно-образовательных центров страны для российских и зарубежных ученых.

Требования, выдвигаемые рынком труда, работодателями, меняются, можно сказать, каждые пять лет. Скорость этих изменений растет. Как вузы справляются с этими вызовами?

Перед современным университетом мирового уровня стоят две задачи: формирование собственной научно-образовательной повестки и ответы на вызовы национальной экономики. Для их решения мы работаем в тесном партнерстве с ведущими российскими и зарубежными компаниями, лидерами в своих отраслях, по реализации совместных образовательных, научно-исследовательских, инфраструктурных и социальных проектов. Системная работа с бизнес-партнерами позволяет понимать их запросы и вести подготовку в соответствии с потребностями рынка труда.

Сегодня специалисты должны обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами компании, широко использовать возможности цифровых технологий, обладать набором soft skills. Необходимо сформировать у студентов мотивацию к непрерывному самообучению и самообразованию. Это одна из ключевых компетенций для современного профессионала в любой области, ее роль со временем будет только возрастать.

За время, проведенное в стенах университета, обучающиеся должны получить знания, навыки и компетенции, необходимые для поиска эффективных ответов на вызовы, которые встают перед страной и миром в условиях перехода к новому технологическому укладу.

Образование