15.06.2021 12:09
Культура

Елена Санаева сыграла в Воронеже "домашний" спектакль о войне

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Что такое война, почувствовали зрители Платоновского фестиваля на показах спектакля "Фаина. Эшелон". Вместе с известной актрисой Еленой Санаевой они провели полтора часа в одном вагоне и за одним столом, чтобы помянуть ушедших и по-новому прочувствовать радость бытия.
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Фаина. Эшелон"

Спектакль поставил худрук театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз по воспоминаниям своей матери. Сама книжка "О том, что помню… прошло… тревожит" - безыскусный рассказ об очень насыщенной, трудной, полной уникальных и типических событий 80-летней жизни. (Фаина Райхельгауз мирно ушла на 92-м году, перецеловав фотографии детей и внуков.) Для постановки были выбраны фрагменты, в основном связанные с 1930-1940-ми годами: довоенный уклад еврейского колхоза под Одессой, страшная дорога в тыл, потеря родителей, тяжелая работа в эвакуации, свадьба с героем-танкистом…

Артисты из Кузбасса показали в Воронеже спектакль без движений

- Я дал книжку Елене Санаевой, поскольку коллеги шутили, что она в одной из ролей похожа на мою маму. Елена Всеволодовна сказала, что знает, как это сыграть, если я придумаю пространство. Решение нашла моя дочь Мария Трегубова - очень востребованный театральный художник, при таком материале она не могла мне отказать… - рассказал режиссер. - Собственно, вся моя находка - в том, что актриса варит настоящий борщ. Моя мама фантастически готовила. В нашем доме часто бывали друзья и коллеги, политики. И она всех кормила. Они что-то спрашивали, мама рассказывала. У Елены Всеволодовны тоже замечательный борщ. Собственно, все репетиции сводились к тому, чтобы борщ "укладывался" в текст, а текст в борщ. И я не сделал актрисе ни одного замечания. Она репетировала, а я плакал.

В отличие от многих режиссеров, Иосиф Райхельгауз не боится раскрывать публике детали постановки. Все подробно расписано и на сайте театра, и в интервью, есть даже видео с кульминационным моментом спектакля. Да что там - на Культура.рф есть его запись целиком.

То есть сегодняшний зритель, скорее всего, заранее знает, что будет сидеть в тесной компании за винтажным столом, на стуле, который помнит не одну свадьбу и не одни похороны. Что Елена Санаева будет буднично резать морковь и лук, а потом жарить их на сковороде и бросать в кастрюлю. Что на экране появятся фотографии из семейного архива и кадры с прекрасными артистами из телефильма "Эшелон" (1988), одним из постановщиков которого был все тот же Райхельгауз. Что актриса Татьяна Циренина будет возникать то тут, то там - вдалеке, тенью погибшей матери Фаины.

"Идиот" из Новосибирска докричался до воронежцев

Но все это неважно, потому что соль спектакля - в ощущениях. В отзвуках колыбельной на идиш и хрустальном звоне балалайки (музыку Алексея Архиповского здесь исполняет Михаил Кандауров - выпускник Воронежского института искусств). В вибрации "эшелона", в домашнем запахе зажарки, который так контрастирует с тем, о чем повествует героиня: у мамы снесло половину головы и оторвало ноги, односельчанина-немца заставили закопать живьем детей от еврейской жены…

Елена Санаева говорит обо всем этом неторопливо, ровно, как бы невзначай, за привычным женским делом. В ее текст, как в борщ, накрошены воспоминания разного рода. Здесь она добавит соли, там остроты, а "если свекла несладкая, можно и сахарку положить". Рядом с горем, предательством, подвигом, чудом спасения - мамин хлеб, оркестр русских народных инструментов в еврейском колхозе, дача у моря, где цвели абрикос и вишня.

Фаина Иосифовна в своих воспоминаниях не акцентирует ни страдания военного времени, ни послевоенные тяготы. Она не дает оценок. Не клеймит неблагодарного красноармейца, который ее обокрал, не осуждает земляков за благосклонность к оккупантам, не превозносит праведников - хотя помнит всех, в том числе украинского полицая, который спас ее подругу, поставив под угрозу свою семью.

Воронежцы узнали секрет встречи Чехова с Сонькой Золотой Ручкой

"Некоторые кладут в борщ перец и лавровый лист, но я считаю, это излишне", - вскользь бросает актриса. В спектакле тоже обошлись без "специй", справедливо полагая, что нагнетать напряжение там, где текст и так возьмет за душу, не стоит. Напротив, режиссер как будто боится поднять пафос и осторожно сбивает его, не давая зрителям расплакаться прямо за столом в ожидании угощения. Только ком к горлу подступил - стелем скатерти, разбираем ложки. За финальным потрясением следует приглашение к столу.

Опять же - заранее понятно, что этим должно было кончиться, форма обязывает. Но тот, кто уплетает борщ среди разбросанной посуды, как-то заново, нутром, осознает: счастье не в отсутствии страданий, а в том, что человек их пе-ре-жил. И возможность спокойно угостить хороших людей, вспомнив тех, кого уже нет, - уже счастье.

Прямая речь

Елена Санаева, актриса театра "Школа современной пьесы":

- Я застала время, когда слушать ветеранов стало невозможно, ведь не все обладали талантом рассказчика. Те фронтовики, кого я лично знала (например, драматурги Александр Володин и Михаил Львовский), никогда об этом периоде не писали и не говорили. Для меня люди, вынесшие войну на своем хребте, - святы. Так же как свята семья Фаины Райзхельгауз, в чьей судьбе, как в капле воды, отразилась судьба нашей страны. Я пытаюсь рассказать об этом просто, без собственных переживаний, без наигрывания: мол, знаете, это та-а-ак было тяжело… Мне довольно тяжело играть в этом спектакле. Но тут одно из двух - или сиди дома вышивай крестиком, или работай. Да, горькая история у нашей страны, но все равно она прекрасна. Как сказал Леша Герман: "Мы народ, может, неважный, но лучше я не встречал".

Драматический театр Воронеж Центральная Россия Столица