Выждав паузу после Олимпиады, Дюплантис в беседе с корреспондентом "РГ" оценил свое выступление в Токио, рассказал, как пришел в прыжки с шестом и поведал, готов ли он стать новым лицом легкой атлетики.
Мондо, в Токио вы приняли участие в своей первой Олимпиаде. Довольны тем, как все получилось?
Арман Дюплантис: Могу сказать, что все прошло неплохо. Главной целью было выиграть золотую медаль. И я знал, что мне это по силам, если я буду делать все те вещи, которые делал на протяжении нескольких лет. Поэтому я очень рад, что сделал свою работу как надо.
Тем не менее побить свой же мировой рекорд вам не удалось. Почему? Может, были недостаточно готовы?
Арман Дюплантис: Я был очень близко. Я чувствовал, что могу это сделать. И у меня была неплохая попытка, с хорошей высотой, но не хватило каких-то мелочей. Может, нужно было взяться за шест пониже или что-то в этом духе. Немного обидно, потому что я был в хорошей форме, достаточно хорошей, чтобы побить мировой рекорд на Олимпийских играх.
Наверное, уже все знают историю о том, как из-за затянувшегося разговора с вашей девушкой вы опоздали на встречу в олимпийской деревне с атлетом, у которого потом выявили коронавирус. Что вам после этого сказала ваша подруга?
Арман Дюплантис: Это просто счастье, что благодаря ей я смог продолжать соревноваться дальше. Поначалу она, наверное, думала, что сорвала мне все планы, но, в итоге, моя девушка спасла мне Олимпиаду.
Когда-нибудь в карьере вам везло больше?
Арман Дюплантис: Думаю, подобной удачи у меня в жизни еще не было.
А вот россиянину Тимуру Моргунову не повезло. Он мог быть вашим соперником в Токио, но не получил вовремя нейтральный статус…
Арман Дюплантис: Да, очень сочувствую ему. Тимур - отличный спортсмен. В последний раз мы сражались с ним на чемпионате Европы-2018 в Берлине, который я выиграл. Но битва была классная. Надеюсь, в будущем мы посоревнуемся с ним еще не раз.
Давайте вернемся к вам. Ведь ваш отец - прыгун с шестом. Это и предопределило выбор, чем заниматься по жизни?
Арман Дюплантис: Как сказать. На заднем дворе он построил что-то вроде мини-сектора для прыжков с шестом. Я мог там крутиться, сколько хотел с детских лет, и вполне естественно, что стал заниматься этим видом спорта. Нельзя сказать, что отец меня заставил, но он, так сказать, сунул это занятие мне под нос.
Правда, что в детстве вы использовали швабру как шест, а диван, как мат, на который падают после прыжка?
Арман Дюплантис: Об этом постоянно рассказывают в семье. Но я был слишком маленький, чтобы все это запомнить.
Какие мысли проносятся в голове, когда вы перелетаете через планку?
Арман Дюплантис: Не сказал бы, что в этот момент в голове особо много мыслей. Ты сосредоточен на том, чтобы сделать все правильно для хорошего прыжка. А потом ты просто наслаждаешься моментом, когда падаешь вниз на мат. Особенно, если прыжок удался. Если нет - то, чувства, конечно, немного другие. Но вот эта секунда перед тем, как ты упадешь вниз, ты ей наслаждаешься.
У меня немного странный вопрос. Вы боитесь высоты?
Арман Дюплантис: В этом плане я совершенно обычный человек. И мне будет тоже не по себе, если я встану на край крыши какого-нибудь небоскреба. Наверное, я не так сильно боюсь высоты, как некоторые, но бесстрашным в этом плане тоже себя не назову. Другое дело, что, когда я беру в руки шест, мне настолько в кайф то, чем я занимаюсь, что я забываю о всяком страхе.
Сейчас вы известны главным образом как обладатель мирового рекорда. Даже легендарный Сергей Бубка позади. Вы, кстати, знакомы с ним?
Арман Дюплантис: Я с ним особо не общался, но мы пересеклись на церемонии награждения после олимпийского турнира. Он в ней участвовал. И когда я получил свою медаль, мы, конечно, перекинулись парой слов, и он поздравил меня.
Но ваш отец его хорошо знает?
Арман Дюплантис: Да, они соревновались в свое время.
Какой рекорд побить престижнее: в помещениях или на открытом воздухе?
Арман Дюплантис: Не знаю. Я владею обоими. Мне не нужно выбирать (смеется).
В прыжках с шестом есть еще Елена Исинбаева. Пересекались с ней? Она обновляла мировой рекорд 28 раз…
Арман Дюплантис: Нет, не приходилось с ней общаться. Знаете, 28 раз установить мировой рекорд - это очень много. Особенно теперь, когда, по сути, нет разделения на рекорды на открытом воздухе или в помещениях, а есть только один мировой рекорд. Еще мне кажется, что раньше было легче бить мировые рекорды, потому что планка была ниже. Сейчас она уже довольно высоко. Побить рекорд 28 раз? Сложновато будет. Но хоть сколько-то раз я точно хочу это сделать.
Как получается, что в вашей дисциплине столько мегазвезд? Бубка, Исинбаева, теперь - вы.
Арман Дюплантис: Когда у тебя перед глазами достижения Бубки, это очень-очень мотивирует. Ты хочешь повторить его путь и забраться еще даже выше. А потом ты сам становишься для кого-то ориентиром. Получается такой эффект снежного кома, который становится все больше и больше. Ты видишь, как кто-то раздвигает границы человеческих возможностей, и хочешь раздвинуть их еще сильнее. Наш вид спорта для этого, кстати, очень подходит!
Есть мнение, что после ухода из спорта Усэйна Болта, легкой атлетике нужна новая суперзвезда. Многие считают, что ею можете стать вы…
Арман Дюплантис: Я не думал об этом до тех пор, пока люди не стали задавать соответствующие вопросы. Что сказать? Я - это я, и могу я быть только собой. У меня совершенно другая дисциплина, я делаю абсолютно другие вещи, нежели Усэйн. Все, что я могу делать, это стараться прыгать, как можно выше, выигрывать турниры.
Кто-то наслаждается славой и популярностью, иным все это наоборот - в тягость. Вы к какому типу людей себя относите?
Арман Дюплантис: Я в этом плане где-то посередине. Иногда это клево, когда тебе отдают должное, тебя узнают благодаря твоим достижениям, потому что ты проделал огромную работу, чтобы всего этого добиться. Но случаются моменты, когда хочется побыть в одиночестве, выйти на беговую дорожку и остаться наедине с собой. А еще иногда хочется, чтобы твоя жизнь была не такой публичной. В то же время, я наслаждаюсь своей жизнью, мне не на что жаловаться.
Вы входите в проект "Ред Булл". Для вас это способ продвигать свой вид спорта?
Арман Дюплантис: Сотрудничество с "Ред Булл" с самого начала очень много для меня значило. Если вы посмотрите, то увидите, что они продвигают, как правило, необычные, экстремальные виды спорта. Сноубординг, скейтбординг - такие виды спорта, которые окрыляют. И, мне кажется, прыжки с шестом - это как раз то самое, где нужны своего рода крылья. Чувствую, что я в элитной компании с лучшими в своих дисциплинах.
Мондо, вы говорили, что хотите стал лучшим в истории. Вы владеете мировыми рекордами, вы выиграли Олимпиаду. Что нужно еще, чтобы достичь вашей амбициозной цели?
Арман Дюплантис: Хочу выиграть как можно больше чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр. Хочу побить как можно больше раз мировой рекорд. Бубка становился чемпионом мира шесть раз. А сколько раз он побил мировой рекорд?
35 раз.
Арман Дюплантис: Хочу раздвигать границы возможного, сделать то, что еще никто никогда не делал.