Специально для "Российской газеты" шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев проанализировал сложившуюся ситуацию и дал прогноз по ценам на авиабилеты:
- Со стоимостью авиакеросина у нас примерно того же характера проблемы, что и с регулярным подорожанием бензина. И если с тарифами на газ такие номера не проходят, так как они регулируются и каждый год индексируются, то по ценам на бензин степеней свободы у представителей нашей нефтяной отрасли намного больше.
Но по бензину есть хотя бы худо-бедно действующий механизм так называемого демпфера. Государство доплачивает отрасли до 2/3 разницы между высокими экспортными и удерживаемыми временами в узде внутренними ценами. От роста цены на авиакеросин перевозчики по-настоящему ничем не застрахованы, кроме периодических увещеваний производителей керосина властями. Однако после заключения очередных договоренностей проходит время, и регулирующие цены соглашения приходится перезаключать устно или письменно снова и снова.
То, что авиакеросин достигает уже 52 тысячи рублей за тонну, наглядно показывает: принятых мер по нормативам продаж на бирже и прочих механизмов явно недостаточно. А получившая большие убытки из-за простоя в кризис авиаотрасль еще более высоких цен может не потянуть. Так как продавая билеты дороже, она снижает волей-неволей пассажиропотоки, а значит, и собственную выручку.
Выходом из ситуации с авиакеросином могли бы стать ценовые потолки в сочетании с прямой завязкой экспортных квот на объемы, которые производитель реализует по ценам ниже определенного потолка в России. Чем больше продашь керосина или бензина по нормальной цене в России, тем пропорционально больше получишь возможностей заработать на экспорте. Если этот принцип начнет действовать, то авиаперевозчикам в таком случае, возможно, не потребовались бы и масштабные субсидии.
Но поскольку цены на авиационное топливо уже подскочили, то быстро запихнуть этого джинна обратно в бутылку будет сложно. И если авиакомпаниям не предоставят компенсаций, то в среднем прибавка на авиабилеты составит не менее 12-15 процентов к их нынешним ценам.