30.09.2021 05:00
Экономика

На сколько подорожают авиабилеты из-за роста цен на керосин

Текст:  Георгий Панин
Биржевая стоимость авиакеросина впервые с ноября 2018 года превысила 52 тысячи рублей за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
/ Кирилл Брага/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Специально для "Российской газеты" шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев проанализировал сложившуюся ситуацию и дал прогноз по ценам на авиабилеты:

Цены на газ в Европе снова превысили 1000 долларов

- Со стоимостью авиакеросина у нас примерно того же характера проблемы, что и с регулярным подорожанием бензина. И если с тарифами на газ такие номера не проходят, так как они регулируются и каждый год индексируются, то по ценам на бензин степеней свободы у представителей нашей нефтяной отрасли намного больше.

Но по бензину есть хотя бы худо-бедно действующий механизм так называемого демпфера. Государство доплачивает отрасли до 2/3 разницы между высокими экспортными и удерживаемыми временами в узде внутренними ценами. От роста цены на авиакеросин перевозчики по-настоящему ничем не застрахованы, кроме периодических увещеваний производителей керосина властями. Однако после заключения очередных договоренностей проходит время, и регулирующие цены соглашения приходится перезаключать устно или письменно снова и снова.

То, что авиакеросин достигает уже 52 тысячи рублей за тонну, наглядно показывает: принятых мер по нормативам продаж на бирже и прочих механизмов явно недостаточно. А получившая большие убытки из-за простоя в кризис авиаотрасль еще более высоких цен может не потянуть. Так как продавая билеты дороже, она снижает волей-неволей пассажиропотоки, а значит, и собственную выручку.

Выходом из ситуации с авиакеросином могли бы стать ценовые потолки в сочетании с прямой завязкой экспортных квот на объемы, которые производитель реализует по ценам ниже определенного потолка в России. Чем больше продашь керосина или бензина по нормальной цене в России, тем пропорционально больше получишь возможностей заработать на экспорте. Если этот принцип начнет действовать, то авиаперевозчикам в таком случае, возможно, не потребовались бы и масштабные субсидии.

Но поскольку цены на авиационное топливо уже подскочили, то быстро запихнуть этого джинна обратно в бутылку будет сложно. И если авиакомпаниям не предоставят компенсаций, то в среднем прибавка на авиабилеты составит не менее 12-15 процентов к их нынешним ценам.

Авиатранспорт