30.09.2021 04:31
Екатеринбург

На Урале застройщики предложили властям скоординировать планы развития

Застройщики предложили принять программу комплексного развития Екатеринбурга
Текст:  Юлия Борисова (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №224 (8575)
На площадке Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) крупнейшие застройщики обсудили с представителями администрации Екатеринбурга и правительства Свердловской области корректировку основного градостроительного документа - генерального плана города. Участники поддержали идею разработки среднесрочных программ развития городской среды, тесно увязанных с генпланом, цель которых - объединить усилия и финансовые ресурсы власти и девелоперов, чтобы развивать городскую среду не точечно, а комплексно. О том, как воплотить эту идею, рассказал инициатор принятия программы - председатель комитета по строительству СОСПП, глава компании "Атомстройкомплекс" Валерий Ананьев.
/ Пресс-служба компании "Атомстройкомплекс"
Читать на сайте RG.RU

Валерий Михайлович, суть предложенных мер - изменение существующего порядка строительства инфраструктуры. Для чего это необходимо?

Валерий Ананьев: Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры, как известно, осуществляется на бюджетные деньги, а их обычно немного. В результате здесь возводится детсад, тут прокладывается дорога, там разбивается парк: средства распыляются по городу точечно и, что особенно обидно, непредсказуемо, без четкого плана. Город активно застраивается, растут новые микрорайоны, и зачастую ввод жилья опережает создание инфраструктуры: к сожалению, нередки ситуации, когда сдаются новые дома действительно высокого качества - с хорошими планировками, благоустройством, а дорог или школ рядом нет.

Необходимо скоординировать планы застройщиков по вводу жилья между собой - и с планами властей по строительству инфраструктуры

Беда в том, что сложно с уверенностью сказать, когда они появятся. Головная боль каждого застройщика, который вводит большой объем жилья, - постараться сделать так, чтобы запланированные в этом районе объекты инфраструктуры включили в программу финансирования. Мы стремимся максимально ускорить этот процесс: выделяем землю, готовим документацию, необходимую для подачи заявок, проектируем объекты, но все это не является гарантией того, что повезет именно нашему району и деньги будут выделены - иногда заявляться на финансирование приходится несколько лет подряд. И такой порядок необходимо менять.

Да, сегодня люди, покупая квартиру, уже не готовы ждать несколько лет, как раньше, пока поблизости построят магазин и детсад.

Валерий Ананьев: Даже самое передовое, напичканное "умными" технологиями жилье не может считаться комфортным, если рядом с ним недостает социальной инфраструктуры. А ведь, замечу, люди, которые приобретают новые квартиры, - это инвесторы: они наряду с застройщиками и банками вкладывают средства в развитие района, города.

Более того, речь идет не только о комфорте, но и о безопасности, которая обеспечивается средой. Это возможность дойти пешком от детского сада до дома по светлой и чистой улице, зайти по пути в магазин или кафе, прогуляться по обустроенному нарядному бульвару. Чем больше точек притяжения на улице, чем более развита инфраструктура в районе, тем оживленнее, а значит, безопаснее среда: опасно и некомфортно там, где нет прохожих.

Но денег в бюджете действительно на все не хватает. Есть ли способ своевременно обеспечивать строящееся жилье необходимой инфраструктурой?

Валерий Ананьев: Благодаря крупным программам, реализуемым муниципальными и областными властями, застройщики работают в городе не поодиночке, а группами. Например, большую территорию, где идет расселение ветхого, аварийного жилья или частного сектора, обычно берут в работу сразу несколько инвесторов - так, в частности, уже происходит на Уралмаше. Несколько застройщиков сосредоточено в районе Юг Центра, похожие процессы идут на Широкой речке, на ВИЗе, в Пионерском микрорайоне.

Получается, все компании, работающие на одной территории, кровно заинтересованы в появлении здесь инфраструктуры. Необходимо только скоординировать их планы по вводу жилья между собой - и с планами властей по строительству инфраструктуры. Это несложно даже в масштабах города: легко спрогнозировать, где будут активно строить жилые кварталы в ближайшие годы, ведь результаты земельных аукционов известны, программы расселения приняты. При таком подходе удастся объединить частные и государственные инвестиции и достичь синергетического эффекта - получить действительно комплексное развитие территорий, где своевременно появятся все составляющие комфортной и безопасной среды.

Это логично. Но, для того чтобы все заработало, необходимо принять какие-то нормативные акты, формально закрепить такое совместное планирование власти и бизнеса?

Валерий Ананьев: У города есть генплан, который определяет долгосрочные направления развития. В его рамках может быть принята среднесрочная программа, в которой власти обозначат приоритетные территории для комплексного развития, например, на пять лет. Пусть их будет немного, но они точно получат дороги, школы, детские сады, поликлиники в понятный, обозримый срок. Привлечь к этим территориям внимание крупных застройщиков будет несложно, ведь мы не меньше властей заинтересованы в объединении усилий и в том, чтобы создавать полноценный продукт. Такая общая программа будет удобна всем: властям станет проще привлекать инвесторов для реализации проектов, застройщики смогут спланировать свою работу наиболее эффективно, а жители получат полную информацию о том, что и когда будет построено. Программа усилит эффект нашей общей работы, который сегодня размывается.

Но ведь денег в городском бюджете на инфраструктуру от этого больше не станет.

Валерий Ананьев: Как сказать. Согласовав такую программу, мы сможем совместными усилиями дополнительно привлекать федеральное финансирование, искать варианты строительства в рамках государственно-частного партнерства. Кстати, первый объект, который построят в Екатеринбурге с применением механизма ГЧП, уже определен - им станет школа № 41 на ВИЗе, где растут новые жилые кварталы на месте ветхого жилья и частного сектора. Полагаю, это будет очень ценный опыт, ведь ГЧП позволяет ускорить строительство объекта, а значит, сэкономить бюджетные средства в условиях инфляции: мы возведем его сегодня, по нынешним ценам, а возмещать эти расходы из бюджета нужно будет спустя годы, когда цены, весьма вероятно, значительно вырастут. Застройщики и банки заинтересованы в участии в проектах ГЧП, но только при наличии четкого понимания того, как будет меняться территория, уверенности в том, что власти выполнят свою часть работы по ее комплексному развитию.

Екатеринбург Урал и Западная Сибирь