Перемены, ожидающие госслужбу, руководство страны анонсировало еще несколько месяцев назад - перед конституционной реформой. Однако отражение на бумаге они нашли относительно недавно после предметного обсуждения законодателями.
- Не думаю, что чиновники, сумевшие в карьерном плане подняться, к примеру, до аппарата правительства, не смогут найти другую работу, - своеобразно подбодрил госслужащих исполняющий обязанности главы правительства Киргизии Акылбек Жапаров. - Те же, кому не удастся трудоустроиться, получат пособия по безработице. Всем уволенным выплатят компенсацию, предусмотренную Трудовым кодексом.
Согласно анонсированным мерам, изменения коснутся не только численности чиновников, но и самой структуры власти. Главой ее исполнительной ветви отныне будет президент, а кабинета министров - руководитель его администрации.
- Слияние администрации президента и аппарата главы правительства начнется после того, как проект будет одобрен руководством страны, - утверждает экс-глава министерства юстиции КР Асель Чынбаева.
Другим, как сообщают официальные источники, станет и принцип отбора кандидатов на пост главы ведомства. Если раньше соискателей выдвигали в парламентские фракции и портфель того или иного министра получал представитель политической партии - без особой оглядки на специализацию, то теперь предпочтение при назначении на должность члена кабинета будет отдаваться соискателю с длительным стажем работы.
- Претендент должен иметь хотя бы десятилетний опыт работы в данной сфере, - поясняет депутат Аалы Карашев. - Не менее пяти лет из них - на руководящей должности.
Вместе с тем
Высших чиновников Киргизии лишат иммунитета. Такое нововведение также предусматривает одобренный законопроект "О кабинете министров". Если раньше уголовное дело в отношении действующего члена правительства могли возбудить только с разрешения президента, то теперь для этого будет достаточно решения генерального прокурора.
Садыр Жапаров, президент КР:
- Парламентско-президентская форма правления не отвечала интересам государства. Эта система создала благоприятную среду для политической коррупции: лидеры партий без зазрения совести продавали места в списках кандидатов в депутаты. Затем парламент, который имел право формировать правительство страны, занялся распределением министерских портфелей. Тем самым он лишил всю исполнительную ветвь власти возможности действовать независимо. Подотчетности перед народом фактически не было. Парламент и правительство обвиняли друг друга, а президент при этом делал вид, что ничего не происходит. Ни одна ветвь власти и все они вместе не хотели брать ответственность на себя.