Такого рода исследование в России провели впервые. Для начала определили двадцатку губернаторов, самых активных в "Одноклассниках", "ВКонтакте", "Фейсбуке" и "Инстаграмме". Поскольку субъекты РФ сильно отличаются друг от друга по численности населения, за основу взяли соотношение между количеством пользователей, заходящих в официальные аккаунты, и их реакцией на публикации: лайками, комментариями, репостами. Затем подключили общественное мнение: 11600 респондентов высказались, доверяют ли своим губернаторам, насколько эффективен политический менеджмент на территории, как ведется работа с человеческим капиталом, устраивает ли их экономическое и инфраструктурное развитие той местности, где они проживают. В частности, на Ямале оказался довольно высокий уровень доверия к власти, кроме того, граждане высоко оценили социальную ориентированность главы региона.
По словам руководителя Центра общественно-политических проектов Константина Листратова, в небольших субъектах РФ информационная политика в соцмедиа, как правило, более персонифицирована, главы ближе к населению, а их аккаунты играют более значимую роль, чем СМИ. В более крупных субъектах РФ она носит обезличенный характер, все подается от имени правительства. В топ-20 отрыв первой тройки от остальных не очень большой, это говорит о том, что важность соцсетей осознают все губернаторы. Разница лишь в контенте, способе ведения аккаунта. Например, Рамзан Кадыров часто использует его для туристического продвижения республики, а Дмитрий Артюхов - как полноценное СМИ.
По статистике, больше всего среди участников рейтинга так называемых губернаторов-технократов, а также руководителей национальных республик. На своих страницах они не только информируют о выполнении нацпроектов и KPI, поставленных президентом, но и оперативно отвечают на вопросы населения, ведут прямые эфиры и онлайн-трансляции важных событий. Это позволяет узнавать, что называется, из первых уст о проблемах на той или иной территории, ставить локальные задачи перед органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также контролировать исполнение поручений.
- Рейтинг интересный, полезный, надеюсь, он будет регулярным. Очень важно, что лидерами первого рейтинга стали губернаторы новой волны: Артюхов, Развожаев. Для них характерна ориентация на решение проблем как региона в целом, так и конкретного человека. Они близки людям, эффективны как управленцы. Невозможно это сочетать в себе, если ты не знаешь, что происходит "на земле", о чем думают граждане, чем живут, - замечает руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов.
По мнению экспертов, современному главе региона соцсети нужны не столько для позиционирования, сколько для повседневной работы и обратной связи. Если ты не активен в них, не сможешь показывать ту степень эффективности, которую от тебя ждет население и руководство страны. Попытки манипулировать общественным мнением, искусственно накручивать лайки или чистить комментарии пользователи быстро "раскусят" и перестанут продвигать канал.
- Как говорится, если нет реальных дел, не спасет пиар-отдел, - подчеркивает Глеб Кузнецов. - Доверие, завоеванное в соцсетях - это управленческий ресурс. Чем больше доверия, тем более позитивные результаты работы у губернатора.