Генеральный директор АО "КРЫМТЭЦ" Тарас Целый - о прошлом, будущем, социальной ответственности и работе в новых реалиях.
В 2014 году Крым вернулся в состав России. Что изменилось в "КРЫМТЭЦ" за это время?
Тарас Целый: Изменений произошло очень много. За время работы в Украине у компании, к сожалению, не было столько возможностей для развития и модернизации, как в России. Связано это с другими, особыми нормами и правилами, и огромной поддержкой государства. Если бы не эта поддержка (речь не о деньгах), мы не смогли бы реализовать наш уникальный проект - строительство ПГУ-120 в Саках в 2019 году. Я говорю "уникальный", потому что это первая в России электростанция такого уровня, оснащенная исключительно отечественным оборудованием, к тому же специально разработанным для нее российскими заводами. Проект отмечен госпремией Республики Крым в 2020 году и другими многочисленными наградами. Эта ТЭЦ стала пилотным проектом и взята за основу для дальнейшего развития энергетики не только Крыма, но и других регионов России. К тому же построена она была без бюджетного финансирования под специальные рыночные гарантии возврата инвестиций, что позволило нам взять банковские кредиты и в рекордные сроки выполнить этот проект. Раньше о таком мы не могли даже мечтать. Благодаря такому развитию деятельности мы смогли увеличить и социальную составляющую нашей работы, это произошло впервые со времен Советского Союза.
К настоящему времени мы также привели в соответствие с российскими стандартами уровень защищенности наших объектов от всевозможных угроз, потратив на это более 400 миллионов рублей. Охранная система и ее оснащение признаны одними из самых надежных и качественных в республике.
Вместе с этим мы реализовали проект по созданию цифровой модели Сакской ТЭЦ, что позволяет оптимизировать работу электростанции в части расхода топлива на производство электрической энергии. Проект цифровизации районных электрических сетей Сакского района, реализованный совместно с ГУП РК "Крымэнерго" и Черноморским отделением Системного оператора, позволит снизить стоимость электрической энергии для конечных потребителей. Это может стать стартовой площадкой для дальнейшего развития цифровизации энергосистемы Российской Федерации. Так можно достичь заданных показателей в снижении выброса в атмосферу вредных газов в соответствии с парижским соглашением.
Такое решение даст стимул реализации новых инвестиционных проектов, обеспечит рост числа новых рабочих мест во всех секторах экономики и, соответственно, увеличит наполняемость бюджетов всех уровней. Что также позволит развивать новые социально-значимые проекты для крымчан.
Назовите несколько основных цифр, иллюстрирующих работу компании за минувшие семь лет...
Тарас Целый: На строительство ПГУ-120 потрачено 14,2 миллиарда рублей, на модернизацию и текущий ремонт оборудования - 1,2 миллиарда, заменено и отремонтировано 36 километров теплотрассы, в бюджеты всех уровней мы заплатили 2,6 миллиарда налогов и сборов, производство электроэнергии выросло с 2014 года к настоящему времени на 160,107 миллиона кВт*ч или на 23,5 процента. Средняя зарплата в 2014 году составляла 21784,2 рубля, а в 2021-м уже 52 623,9 рубля, рост - 241,6 процента.
Ранее вы вспомнили Советский Союз и социальную составляющую. Почему так часто именно на предприятиях промышленности и энергетики вспоминают о тех временах?
Тарас Целый: В то время работать на энергетических предприятиях было очень престижно. Было просто невозможно устроиться на работу на электростанцию, если ты не был специалистом высокого класса.
Дело не только в зарплате выше среднего уровня, суть заключалась в социальных благах, который получал сотрудник. Работники наших ТЭЦ отлично помнят те времена. Сейчас мы восстанавливаем то, что было в порядке вещей на каждом предприятии. Например, отремонтировали и оснастили современным оборудованием наши медпункты в Керчи и Симферополе, организовали финансовую поддержку и компенсацию расходов сотрудников на лечение, в том числе оплату сложных операций, отдых, реабилитацию после заболевания коронавирусом и другими серьезными заболеваниями. Оборудовали современные спортзалы для наших сотрудников. У нас есть даже чемпионы Крыма и призеры федеральных соревнований по силовым видам спорта.
Мы также оказываем своим работникам финансовую помощь в приобретении жилья в ипотеку, намерены построить на свои средства многоквартирные дома для своих сотрудников в Симферополе, Керчи и Саках, ведем работу по организации подсобного фермерского хозяйства, обеспечиваем летний отдых детям работников, организовываем за счет предприятия экскурсионные поездки по Крыму и за его пределы. И это только небольшая часть нашей работы с соцподдержкой, мы намерены расширять социальные программы и дальше.
Вы поддерживаете только своих сотрудников или принимаете участие в городских социальных программах?
Тарас Целый: Конечно принимаем. К нам часто обращаются муниципалитеты с просьбами о помощи, помогаем и техникой, и людьми. Участвуем в реставрации и ремонте памятников участникам Великой Отечественной войны, есть несколько подшефных объектов, за которыми мы ухаживаем на постоянной основе. Не забываем и ветеранов, любую помощь, нужную им, всегда оказываем. Особое внимание уделяем развитию детского досуга, поддерживаем финансово несколько секций. В частности, на постоянной основе оказываем спонсорскую помощь детской спортивной команде по каратэ киокушин из поселка Зуя Белогорского района. Сейчас она имеет хорошее оснащение для тренировок в Республике Крым и может ездить на соревнования. Несмотря на то, что в городах много бесплатных кружков или с весьма символической платой, для многих родителей это затратно: нужны деньги на форму, спортивные снаряды, на подготовку к соревнованиям, на транспортные расходы.
На все, что вы перечислили, нужны немалые средства. Где вы их берете и зачем вам нужны такие затраты?
Тарас Целый: Наши акционеры приняли решение всю прибыль компании направлять исключительно на ее развитие и поддержку сотрудников. Дивиденды мы не выплачиваем.
Зачем это нужно? Мы вовсе не альтруисты, просто понимаем, что без таких вложений и без социальной нагрузки не сможем удержать специалистов высокого класса. В энергетике наблюдается кадровый голод уже много лет, и он будет продолжаться. Это очень сложная профессия, она требует много затрат, усилий и желания учиться, поэтому хорошим специалистам хорошо платят. Мы не можем себе позволить, чтобы их у нас переманивали. Поэтому мы вкладываемся в образование наших сотрудников и поддерживаем их в социальном плане.
Как на работе компании сказываются санкции, вы же включены в пресловутый санкционный список?
Тарас Целый: Конечно включены! В первых рядах. Когда мы об этом узнали, то восприняли это, с одной стороны, как вызов, а с другой - как признание наших заслуг и результатов работы.
Санкции стали стимулом развивать отечественное производство и применять все больше отечественного оборудования. Если бы не санкции, у нас не было российских турбин, которые стоят на Сакской ПГУ-120. А теперь у нас есть уникальное оборудование, не имеющее аналогов в мире.
Впрочем, мы и не обращаем внимания на санкции, есть проблемы намного важнее. Есть искусственные препятствия, мешающие нам, одному из крупнейших частных инвесторов Крыма, эффективно реализовывать планы дальнейшего развития с привлечением более 55 миллиардов рублей на строительство станций в Симферополе и Керчи и 8-10 миниТЭЦ в других городах.
Планы развития полностью соответствует поставленной государством задаче привлечения в Крым за четыре года около одного триллиона рублей частных инвестиций. Поэтому у нас нет сомнений, что работа компании будет успешно продолжена.
В ежемесячных информационных сообщениях Системного оператора единой энергетической системы России публикуется фактическое состояние энергетической системы Крыма, отмечается дефицит электрической мощности, покрываемый перетоком по энергомосту Кубань - Крым из дефицитной энергосистемы Краснодарского края. При этом в заявлениях ответственных сотрудников министерств и органов власти отмечается, что дефицита не существует. Так кто прав?
Тарас Целый: Правы и те, и другие. Просто происходит подмена понятий генерации электрической энергии и ее покрытия.
Системный оператор правильно отмечает наличие дефицита, который будет только увеличиваться из-за потребности объектов железной дороги Республики Крым и Севастополя, а также роста потребления энергии за счет ввода в эксплуатацию объектов ФЦП, активизации промышленности, необходимости подключения более 18 тысяч новых потребителей к электрическим сетям по уже выданным разрешениям.
Ситуация подтверждается и тем, что до настоящего времени в Крыму сохраняются в качестве резервных источников электроснабжения мобильные газотурбинные установки, хотя стоимость выработки 1 кВт/часа на них в 10,4 раза выше стоимости выработки 1 кВт/часа на модернизированных станциях. При этом годовая плата за содержание мобильных газотурбинных установок в вынужденном режиме сопоставима со стоимостью модернизации Камыш-Бурунской ТЭЦ в Керчи и Симферопольской ТЭЦ. Площадки их практически полностью готовы к началу строительства и модернизации.
Получается, что у вас не все так хорошо, как кажется?
Тарас Целый: К сожалению, в настоящий момент да. Проблем очень много. Но мы уверены в нашем дальнейшем развитии. Одна из самых острых - с 1 января 2022 года в Крыму прекратил действовать режим вынужденной генерации. В результате наши устаревшие ТЭЦ - Симферопольская (полностью) и Камыш-Бурунская (на 50 процентов) приостановили производство электрической энергии из-за нерентабельности. Будем производить только тепловую энергию.
Почему так произошло? Вы говорили, что готовитесь к реконструкции Симферопольской ТЭЦ и она станет современной, с высоким КПД, еще и воду поможет Симферополю сэкономить. Где же реконструкция?
Тарас Целый: Да, мы заявляли о намерении модернизировать Симферопольскую ТЭЦ. Она была введена в эксплуатацию в 1952 году, и оборудование давно морально и физически устарело. Конечно, мы его поддерживали в работоспособном состоянии, но вся прогрессивная энергетика сегодня переходит на новые технологии - это парогазовые установки.
В рамках модернизации Симферопольской ТЭЦ хотим установить такое же оборудование, как в Саках, на ПГУ-120, и в технологическом процессе использовать стоки из очистных сооружений вместо воды из Симферопольского водохранилища. Это позволит сэкономить для горожан 4,5 миллиона кубометров питьевой воды в год. Возле Симферополя есть село Укромное, где расположены канализационные очистные сооружения (КОС). Сейчас городские стоки приходят на КОС, их очищают и просто сливают в Салгир. Мы готовы брать эту воду, доочищать ее и использовать в цикле. Республиканскую власть эта идея заинтересовала, поскольку данный проект - действительно очень хорошее решение в части экономии водных ресурсов. Но пока это лишь проекты. Решения о том, нужна ли Крыму и Симферополю модернизированная ТЭЦ, до сих пор нет.
На каком уровне должно приниматься это решение?
Тарас Целый: Крымские власти для начала должны определиться, нужна ли региону новая ТЭЦ. Тогда проект сможет рассчитывать на одобрение на федеральном уровне, подчеркиваю - не финансовое! Грубо говоря, поддержка будет заключаться в том, что государство официально скажет - да, региону нужна ТЭЦ, нужна ее электроэнергия. Этого будет достаточно, чтобы банки открыли кредитную линию инвесторам.
Так может быть региону не нужна ТЭЦ? Очень часто звучит информация, что в Крыму не то что нет дефицита, а даже профицит. То есть получается, что нам уже некуда девать свою электроэнергию?
Тарас Целый: Это не совсем так. По данным Системного оператора единой энергетической системы юга, 27 декабря Республика Крым и Севастополь установили новый рекорд энергопотребления - 1 587 МВт. Предыдущий рекорд был поставлен в январе прошлого года, а в ближайшем будущем нас ждут новые, в этом никто не сомневается. Крым развивается колоссальными темпами, и они будут только нарастать - ФЦП развития Крыма трансформирована в госпрограмму и продлена до 2025 года. На реализацию абсолютно каждого проекта, на строительство любого объекта нужна электроэнергия.
В схеме и программе развития электроэнергетики Республики Крым (СИПР) говорится о том, что профицит к 2024 году составит всего 45 МВт. И это расчет без учета потребностей КЖД, Черноморского флота, резкого роста строительства многоквартирных домов, развития предприятий и появившейся необходимости строительства опреснительных установок, которые чрезвычайно энергоемкие.
Где брать недостающий объем? Только создавать новые мощности. Если в ближайшее время решение о строительстве новых генерирующих объектов или реконструкции имеющихся принято не будет, то с учетом темпов развития экономики Крыма уже в этом году полуостров может почувствовать сложности с обеспечением электроэнергией.
Не так давно вы и ваши коллеги из других предприятий Крыма говорили о проблеме с ценой на природный газ, которые будут у вас с 1 января 2022 года. Проблема решилась?
Тарас Целый: Нет. Пока "Черноморнефтегаз" продлил договор 2021 года на январь 2022 года, чтобы было время решить назревшие вопросы.