26.01.2022 16:29
Культура

Как пройти кастинг в лучшие мировые театры

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №18 (8666)
Пандемия существенно ограничивает перемещение между странами, но не мешает тем, кто грезит классическим танцем. В Петербурге в третий раз состоялся кастинг "Балет будущего", в котором приняли участие более 60 претендентов из двадцати стран мира, в том числе Италии, Франции, Аргентины, США, Украины, стран Юго-Восточной Азии. Чтобы попасть на российскую сцену, преодолели все преграды: получить визу в Россию помогло официальное приглашение на кастинг, безопасность гарантировали ПЦР-тесты.
/ пресс-служба Академии русского балета им. Вагановой
Читать на сайте RG.RU

Уникальный смотр организовали в стенах Академии русского балета имени Вагановой. Место почти сакральное: по этим коридорам ходили Вацлав Нижинский и Анна Павлова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина. Идея "Балета будущего" принадлежит Денису Матвиенко - выдающемуся танцовщику, в прошлом премьеру Мариинского и Михайловского театров, лауреату многих конкурсов, а сегодня - доценту кафедры классического и дуэтно-классического танца академии. На первом этапе он лично отобрал для очного тура участников по присланным видео.

- Среди конкурсантов представители разных школ, поэтому в первую очередь мы оцениваем академизм, чистоту исполнения, - рассказывает Матвиенко. - Кроме того, балет - эстетический вид искусства, то есть важна красота, пропорции тела. И конечно, артистизм.

Оценка техники исполнения, или, как говорят профессионалы, выученности претендентов, проходила на уроке классического танца. Его провел педагог классического танца Фетон Миоцци, который ранее также был танцовщиком Мариинки. Юноши в трико и девушки в юбочках старательно повторяли связки, сами себе шептали подсказки "гран-батман" или "пятая позиция", старательно улыбались. По словам преподавателя, упражнения он подобрал таким образом, чтобы дать участникам кастинга возможность раскрыться, справившись с волнением. Участники из длинного списка претендентов, на которых обратил внимание хотя бы один член жюри, проходили в следующий тур.

- Попасть в театр - даже не полдела, а всего четверть. Потом все зависит от желания работать, от возможностей артиста и даже от судьбы, - говорит Фетон Миоцци. - Я считаю, что это замечательный проект. В наше время не было возможности показаться сразу всем директорам, нужно было ездить на просмотры в разные театры и даже города.

Сегодня, можно сказать, все происходит совсем наоборот - театр идет к артисту. В составе профессионального жюри - руководители театров. В Петербург прибыли представители Пермского театра оперы и балета, Ростовского музыкального театра, руководители балетных трупп из Новосибирска, Екатеринбурга, Самары. Планировали приехать и хореограф Жан-Кристоф Майо из Балета Монте-Карло, и Мадлен Онне - руководитель Финского национального балета. Увы, помешал ковид.

- Мы ищем солистов, которые смогут взять на себя весь репертуар Театра балета Юрия Григоровича, все 19 спектаклей, - рассказал "РГ" замдиректора краснодарского театра Игорь Роппельт. - Но мы все понимаем, что участники конкурса - это пластилин, из которого еще только предстоит вылепить артистов.

По итогам кастинга он готов сделать предложения двум участницам - Екатерине Фатеевой и Марии Шевеле. На них, кстати, обратил внимание не только Роппельт. Практически все члены жюри взяли на заметку перспективных кандидатов. Участники первого кастинга, кстати, сегодня уже активно выступают на самых известных сценах, что само по себе - лучшее доказательство успешности проекта.

Прыжок Ивана Грозного: Как Юрий Владимиров изменил мужской балет

- Так мы отобрали Наташу Тарасову, и сегодня это уже очень талантливая, красивая, сложная балерина, - рассказывает директор балетной труппы Михайловского театра Андрей Кулигин, в списке предпочтений которого в этот раз три претендента. - Она танцует весь наш классический репертуар. Школы, которые представляют участники, разные, но у каждой есть свои достижения. А артист тем и интересен, что умеет адаптироваться. Если он умеет думать, а тело при этом умеет двигаться, то получается красиво.

Что же касается учеников Академии Вагановой, они участия в кастинге не принимают. Их, как правило, присматривают театры задолго до окончания учебы и делают предложения сразу по итогам госэкзаменов, которые проходят весной.

Танец Санкт-Петербург Северо-Запад