28.02.2022 13:00
Культура

Серия ЖЗЛ пополнилась биографией Черчилля

Текст:  Юрий Борисенок
Российская газета - Федеральный выпуск: №42 (8690)
Самый известный британский политик ХХ века до сих пор знаком нам главным образом по Второй мировой войне, историческим конференциям "Большой тройки" и послевоенной фултонской речи, ставшей символом начала холодной войны.
Читать на сайте RG.RU

В новой книге из знаменитой серии издательства "Молодая гвардия" Дмитрий Львович Медведев ярко представляет своего героя в разных временах и обстоятельствах его 90-летней жизни, с ноября 1874-го по январь 1965 года. Уже в самом начале автор резонно замечает, что "при соприкосновении с Черчиллем не бывает скучно", и выдерживает эту увлекательную линию повествования до конца почти 500-страничной биографии.

А ведь большого политика из потомков герцогов Мальборо могло бы и не получиться. Уинстон счастливо избежал в детстве смерти от пневмонии; смастерив в школе бомбу из пивной бутылки, получил только небольшие ожоги и опалил брови, а летом 1893 года чудом не утонул в Женевском озере. Пули на англо-бурской и Первой мировой, на передовую которой он отправился майором, будучи снят с должности главы британского флота, счастливо пролетали мимо. А в 1909-м 34-летнего Черчилля, самого молодого министра в британском правительстве, выручила на вокзале в Бристоле молодая супруга Клементина. Когда напавшая на него суфражистка уже почти столкнула Уинстона на рельсы, подбежавшая жена "схватила его за фалды пальто и резко оттащила назад".

Помимо невероятного везения, всего остального Черчилль добивался сам, упрямо снося многочисленные жизненные неудачи, будь то лютая порка в школе, три подряд до Клементины отказа девушек выходить за него замуж или 10-летний вынужденный перерыв в большой политике с 1929 по 1939 год. Помимо природной стойкости, выручало прекрасное владение английским языком, которое Уинстон приобрел в элитной школе в Хэрроу и воплотившееся в талант публициста, обернувшийся Нобелевской премией по литературе 1953 года.

Медведев отвечает и на вопрос об удивительной для наших дней разносторонности Черчилля, "как он успевал писать столько статей, книг, эссе, писем..., находя время на политику, журналистику, перестройку поместья и живопись?" Тут и причудливое сочетание личных качеств, "быстрота интеллекта, трудоголизм, энергичность, непоседливость", и "правильная организация труда и отдыха". В отдыхе неутомимый Уинстон себе отказывать не привык, оставляя время и для жены с детьми, и для вкусной еды с напитками и неизменной гаванской сигарой.

А еще новая солидная биография доказывает правоту Владимира Высоцкого с его строчкой "Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году". Вот что убежденный враг советской власти писал аккурат 23 февраля 1918 года: "Я все больше убеждаюсь в том, что сегодня в Англии не может быть более ценной пропаганды, чем красочное описание насилия и жестокостей большевиков. Думаю, что следует поощрять как можно более широкую публикацию в газетах известий о хаосе и анархии в России".

"Расстрелявшие детство". Представляем книгу, которая потрясла даже главу МИД России Сергея Лаврова

Ровно 104 года прошло, а нравы информационной войны все те же, что придумал Черчилль.

Литература