06.03.2022 07:00
Общество

Как русская Масленица готовит к Великому посту

Как наемник Жак Маржерет изучал, чем богата Россия, но так ничего и не понял
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №45 (8693)
Русские хорошо уживаются с людьми всех религий, но при этом строго исповедуют христианство, удивлялся Жак Маржерет - французский наемник в войсках Бориса Годунова, Лжедмитриев I и II, Сигизмунда III. Авантюрист, приехавший к нам поживиться во время Cмуты, оставил после своих сомнительных подвигов труд под названием "Состояние Российской империи и Великого княжества Московии".
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Написан трактат в 1607 году, посвящен Людовику IV и, несмотря на набор русофобских клише, читается он с интересом. Дело в том, что кровавый рыцарь наживы - а на совести Маржерета не только грабежи, но и массовые убийства, - рассказывая о жизни народа, не смог скрыть изумления перед отдельными качествами "варваров".

Масленица: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя

С одной стороны, сообщает Маржерет, в "дикой стране" под властью царя русские легко уживаются не только с немцами-лютеранами, но и с магометанами, язычниками-татарами, с турками, персами, мордвой, не говоря о "сибиряках и лапландцах". С другой, "Россия - один из важнейших редутов Христианского мира", и русские строго блюдут христианство. Француз не заморачивается над тем, что его наблюдения противоречат его же презрительным суждениям о "дикарях". И уж тем более не пытается понять, чем объясняется такая веротерпимость русских - ведь его книга больше похожа на донесение шпиона, чем на научный труд. Наемник просто ошеломленно констатирует факт, и изумление автора понятно: ему-то уж точно памятны кровавые религиозные войны Франции XVI века. Итак, мосье Маржерет над сделанным наблюдением голову не ломал, а вот мы этот "парадокс" разгадаем. И поможет в этом праздник Масленицы, который мы отмечаем с 28 февраля по 6 марта и который г-н Жак подробно расписывает.

"А вот как в Российской империи готовятся к Великому посту, - пишет Маржерет. - За одну неделю перед Великим постом, которую здесь называют Maslonits, они не смеют есть ничего мясного, однако едят все, происходящее от плоти, а именно: масло, сыр, яйца, молоко. И ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Даже встречаясь на улицах, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, люди целуются, говоря: Prosti mene Pojaloi - "Простите меня, пожалуйста", на что отвечают: Boch tibi prosti - "Бог вас простит, и меня простите тоже".

Французу и в голову не приходит, что древний праздник - пример того, насколько Церковь тактична по отношению к народу. Имея языческие корни, христианская Масленица не просто вписалась в годичный церковный цикл, но и обогатилась глубочайшим смыслом. Давайте выясним, как.

По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: "Дух Христов не враг благозаконных радостей", и Масленая неделя накануне Великого поста как раз время таких радостей. Но одновременно и подготовка к подвигу поста. Церковь "с наступлением Масленицы ставит людей на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволяя есть сыр и яйца, чтобы приучить отказываться от приятных яств и без печали переходить к посту" (С.В. Булгаков).

Радость Масленицы - это не праздник желудка, а ликование щедрой души

Вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до них.

Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам. Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего!" наступает неделя, когда людям дается такая возможность. Пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения с людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности.

Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить!

Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно не случайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем (6 марта). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!". И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!"

Вот этот призыв в свидетели Бога, эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость и щедрость Масленицы имеют под собой не бытовую основу - надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы - царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

Региональные СМИ рассказывают, как правильно встретить Масленицу

Ничего этого Жак Маржерет, конечно, не заметил. Забавно, насколько утилитарен взгляд наемника. Например, подробно расписывая сокровищницу царской казны (часть которой ему впоследствии удалось-таки прибрать к рукам), он ни словом не упоминает об архитектурных красотах Кремля. Восхищаясь богатством страны, причем не только лесами, плодородными землями, чистыми реками, но и тем, что создано руками и талантом народа, с алчной скрупулезностью перечисляя материальное изобилие, Маржерет в упор не видит богатства духовного. Впрочем, что взять с искателя наживы, закончившего, кстати, свою жизнь бесславно.

Хотя нет, думаю, к еще одному наблюдению француза стоит прислушаться. "Россия - один из важнейших редутов Христианского мира, ибо эта Империя, эта страна более обширна, могущественна, населена и изобильна, чем думают, и лучше вооружена и защищена, чем считают многие".

Календарь

Масленица, или, как говорят в Церкви, Сырная седмица (т.е. неделя): 28 февраля - 6 марта.

6 марта - Прощеное воскресенье. В последний день перед Великим постом принято просить прощение у тех, перед кем мы виноваты, но надо и самим простить все обиды.

7 марта, в Чистый понедельник, начинается Великий пост (7 марта - 23 апреля). Семь недель воздержания готовят нас к встрече Пасхи. В Чистый понедельник верующие обычно держат строгий пост.

Праздники Религия