08.03.2022 20:20
Культура

Открылась выставка "Типографика в лицах"

Портреты писателей - из знаков шрифта
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №49 (8697)
Шрифтом Times New Roman печатаются книги, газеты, афиши. Этим шрифтом журналисты набирают статьи на компьютерах, писатели пишут книжки. Но вот портрет Льва Толстого - из множества знаков параграфов в шрифте Times образовалась самая что ни на есть густая борода, из скобок - морщины на лбу, из перевернутого знака вопроса вышел отличный толстовский нос. Художник-книжник Олег Корытов, лауреат множества премий и автор учебников по книжному дизайну, знающий о шрифтах, однажды понял, что буквы созданы не только для слов.
/ Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Из таких портретов и собрана только что открывшаяся в Культурном центре библиотеки им. Чехова выставка Корытова, приуроченная к 145-летию "Первой образцовой типографии", выпустившей альбом с портретами. Название выставки "Типографика в лицах" точно отражает подход художника-полиграфиста, взявшегося собирать графические портреты из типографских знаков.

На московской сцене впервые представили "Робинзона Крузо" Оффенбаха

Впервые эту технику работы со шрифтом Олег использовал в 2009 году. Тогда он создал из элементов наборных шрифтов галерею портретов русских писателей "За скобками". Среди них были портреты Гоголя, Высоцкого, Горького, Маяковского, Чехова... Через 10 лет художник вернулся к этой технике с идеей портретов творцов всех времен. Поскольку время по-английски - time, Олег решил исполнить эти портреты только в гарнитуре Times.

Первой серии портретов, названной TypeFace at All Times, на выставке посвящена отдельная стена. Здесь портреты Ремарка - из скобок, титл и цифр, Овидия - из шестерок и скобок, Менделеева - из цифр и параграфов. В серии TypeFace at Music Times - Рыбников и Бетховен, Маккартни и Гленн Миллер. Серия TypeFace at VKHUTEMAS Times посвящена 100-летию ВХУТЕМАСа.

- Похож! - говорит стоящая у портрета художника Андрея Гончарова, ученика Фаворского, выпускника ВХУТЕМАСа, его дочь Наталья. - Взгляд, брови уголком, нос был такой же прямой, как вот этот восклицательный знак...

Крок: Мы занимаемся искусством, а не политикой, и нам нечего бояться

Работу над портретами Корытов начинает с изучения изображений своих героев в разные моменты жизни, в разном возрасте, в разных жанрах. Прикидывает, в каком ракурсе выбранные им художественные средства позволяют наилучшим образом создать психологический портрет героя. Средств, казалось бы, и так всего ничего - скобки, буквы, точки, кавычки... Но чем более узка воронка - тем быстрее в ней движение. Корытов и из того, что у него есть, садясь перед монитором, берет минимум, получая при этом максимальный результат.

Художница Наталья Гончарова: двух лежащих скобок хватает, чтоб изобразить шляпку, скобки-запятой достаточно для лукавого глаза, округлый подбородок - тоже лежащая скобка, вздернутый запятой маленькийносик - и ведь ни с кем не спутаешь знаменитую авангардистку. Лицо - четыре больших скобки, две прямых, из двух лежащих запятых - глаза, а знак вопроса - это ухо. Перед нами портрет Исаака Дунаевского, автора песни "Веселый ветер". И тут, и всюду - эмоции, характерные прищуры, осанки и прически.

В моменты особого вдохновения Корытов выкладывает в соцсеть по портрету в день. И останавливаться не намерен, раздумывая сейчас над новыми темами.

Музыкальный театр