И только о последних днях музыканта до сих пор известно не все… Хотя год назад вышла книга британской журналистки Лесли-Энн Джонс "Кто убил Джона Леннона", сложившаяся из серии интервью, но размышлений и мудрых оценок в ней оказалось больше, чем скрупулезной дотошности. А неавторизованная биография Альберта Голдмана, была больше посвящена взлетам и падениям артиста, чем его повседневной жизни и замыслам. Предсказуемы оказались и воспоминания бывшей жены Синтии, получившиеся субъективными, мелочными и не слишком доброжелательными, сродни сожалением над разбитым свадебным сервизом…
Джон ЛеннонНе рассеяла звездного тумана и книга "Последние дни Джона Леннона" Фреда Симана, контактировавшего с экс-битлом последние 18 месяцев жизни. В ней нашлось множество неизвестных фактов, точных наблюдений, фактов, рассказа о новых музыкальных вкусах артиста (например, внимании к стилю регги и новым звездам - Билли Джоэлю и группе Blondie), хроника его взаимоотношений Леннона с новой женой Йоко Оно, младшим сыном Шоном и оставшимся в Лондоне старшим - Джулианом. Но не хватало мыслей и историй о создании новых песен, да и музыкальной аналитики о позднем этапе карьеры экс-битла.
И вот еще одна книга с тем же названием, но уже авторства Джеймса Паттерсона, известного по детективам и триллерам. В анонсе тот рассказал, что взял множество интервью, в частности, у Пола Маккартни. И написал свои "Последние дни Джона Леннона" увлекательно и легко, да и переводчик Александр Беляев прекрасно справился с задачей: нет перехлеста с терминами, слэнгом, да и манера Леннона говорить передана максимально точно. Жаль только, что эти истории хорошо известны, рассказывались раньше. Зато Паттерсон добавил в сюжет психа-маньяка Марка Чепмена, от лица которого ведется часть повествования. Что-то предположил, другое додумал - получилась художественная проза в жанре фанфик - то есть книга для развлечения или фанатская фикшн, то бишь - "беллетристика для поклонников музыки".
Не надо относиться к ней как к документу эпохи, хотя кому-то будет любопытно почитать, как битлы записывали некоторые песни и о чем говорили в студии, а тем, кто "ливерпульскую четверку" может никогда и не слушал, книга может показаться увлекательным триллером и детективом. Исчерпывающего ответа на вопросы о том, как Леннон создавал свои песни, чем жил, о чем думал и мечтал в период своего очередного творческого взлета, прерванного пулей Чепмена 8 декабря 1980 года, мы вновь не получим. Зато кто-то, наверное, захочет - может и впервые - услышать Double Fantasy, Imagine, Walls and Bridges, другие альбомы Джона Леннона…
Уже немало.
Наконец-то вышла и книга Ринго Старра Lifted - Fab Images and Memories in My Life With the Beatles From Across the Universe ("Потрясающие впечатления и воспоминания о моей жизни с Beatles во Вселенной") с редкими фотографиями группы. На русский ее еще не перевели. Сам барабанщик Beatles рассказал о ней так: "Я написал эту книгу не как битловский историк. А как битл. И тех, кто может называть себя так, сегодня лишь двое - я и Пол Маккартни".
После чего сэр Ринго уточнил, что представленные в Lifted фотографии хранились не у него дома, а приходили "отовсюду, оттуда я и не ждал в течение нескольких последних лет. И это помогло мне посмотреть на жизнь в The Beatles свежим взглядом…".
Глядя на фотографии, которых в книге немало, Ринго Старр вздыхает ностальгически: "Они вернули мне столько потрясающих воспоминаний!".
Джон Леннон