Роман Менделевич, нынешний февраль в Беларуси и России был очень теплым. Скажите, а сбудется ли поговорка "Пришел марток - надевай семеро порток"?
Роман Вильфанд: Если брать за основу не пословицы, а научные данные, то между температурным режимом соседних месяцев особой связи нет. Декабрь был холоднее нормы в центре европейской части России. В Беларуси, скорее, тоже. А вот в январе температура оказалась на три-четыре градуса выше нормы. Февраль действительно очень теплый, но это не значит, что и март будет точно таким же.
Если говорить о Москве, то конец первой декады марта будет холодным, а вот в третьей пятидневке можно снова ждать повышения температуры. В целом мы прогнозируем довольно теплый март, температуры этого месяца будут около нормы. Причем около "старой" нормы.
Расскажите, что такое старые нормы?
Роман Вильфанд: Через месяц-другой мы перейдем на новые нормы, которые существенно теплее, чем старые (усредненные значения температуры. - Прим. ред.). До сих пор нормы считались за период с 1961 по 1990 год, а новые будут считаться за период с 1991 по 2020 год. Из-за глобального потепления новые нормы будут выше, чем старые. Но даже в сравнении со старыми март не ожидается очень теплым.
Календарная весна пришла. А когда на европейской территории России и в целом в Союзном государстве наступит метеорологическая весна?
Роман Вильфанд: Часто используются такие термины, как "метеорологическая весна", "климатическая весна"... Я и сам могу предложить много терминов - например, когда температура устойчиво переходит через ноль, когда сходит снежный покров, когда наблюдается ледоход и ледолом, когда прилетели грачи. Если опираться на эти факторы, то климатическая весна в Европейской России наступает обычно в первой декаде апреля, в Беларуси - несколько раньше. Но метеорологи такими терминами не пользуются.
А какой из них нравится лично вам?
Роман Вильфанд: Кто-то понимает под весной время, когда дневная температура поднимается выше плюс 15 градусов. Когда люди снимают с себя куртки и плащи, а девушки меняют сапоги на туфли. Это эмоциональное определение, но оно мне нравится. Такая погода обычно наступает во второй половине апреля. Но нужно иметь в виду, что мы живем на 55-й параллели Северного полушария, и у нас даже не субтропические широты.
Вы напомнили про сход снежного покрова как один из моментов, по которому многие определяют начало весны. Много снега - это хорошо или плохо? Для будущего урожая, например?
Роман Вильфанд: Большое количество снега стоит оценивать для озимых с точки зрения половодья. Если снега много и он плотный, то при таянии будет хорошо увлажняться почва. А это очень хорошо для урожая. В этом году прогнозы по этому фактору хорошие. А вот с точки зрения половодья большое количество снега опасно для населения ряда регионов России и Беларуси.
Что в этом году с весенними паводками?
Роман Вильфанд: Прогноз половодья будет выпущен буквально через несколько дней - по югу, центру и западу Европейской России.
А какое лето нам ждать?
Роман Вильфанд: Только что закончилась зима, и сейчас идет обработка информации для того, чтобы дать прогноз на так называемый вегетационный период. Он длится с апреля по сентябрь включительно. Необходимо оценить множество характеристик - теплозапасы в верхнем деятельном слое океана (до глубин 200-300 метров. - Прим. ред.), характер стратосферной циркуляции... Сейчас рассчитываются модели циркуляции и по ним восстанавливается температурный режим и режим осадков. Эти расчеты будут закончены примерно в четвертой пятидневке марта, думаю, что 20-25 марта будет выпущен прогноз погоды на период с апреля по сентябрь.