Ученые анализировали риторические средства воздействия, которые пациенты использовали в коммуникации с врачом, сообщает пресс-служба вуза. Обычно эти средства используют, когда не могут описать свои ощущения или переживания, а также для воздействия на доктора и для установления доброжелательного тона беседы. Но то, что говорит пациент, может говорить и о течении болезни.
Как рассказала заведующая кафедрой филологических дисциплин вуза Раиса Хвощ, раньше считалось, что врач - главный коммуникатор в медицинском общении. Но такой подход не соответствует принципам пациентоориентированной медицины. Речь больного исследуют редко, потому что она экспрессивна, включает эмоционально окрашенную лекцию, а в медицине эмоции не уместны.
Чтобы исправить это заблуждение, исследователи выделили в речи пациентов средства выражения эмоций на всех уровнях языка: фонетическом, морфемном, лексическом, грамматическом. Материалом стали реальные и воссозданные на занятиях ситуации общения, публикации в СМИ и статьи по медицине.
По мнению филологов, метафорическое описание ощущений - это способ донести до врача информацию не только о характере боли, но и ее интенсивности (межреберная невралгия - "стрелы прямо пронизывают").
Люди в общении с врачом часто применяют стертые метафоры (горит огнем), метафорический перенос (сахар бушует), метафоро-метонимический перенос (царапающие боли), олицетворение (кашель напал), сравнение (голова сжимается обручем). Ученые объясняют использование образных средств неспособностью описать боль и креативностью мышления. Кроме того, пациенты используют лексику подсистем восприятия - например, вкусовых и осязательных.