Напомню, что недавно "Единая Россия" предложила национализировать предприятия и организации, которые прекратили свою работу в нашей стране в связи с введением санкций. Это крайне важная мера, потому что сейчас речь идет не просто о закрытии нескольких фирм, а об угрозе ликвидации сотен тысяч рабочих мест, о нарушении прав наемных работников, поставщиков, смежников и, конечно, потребителей, фактически имеет место преднамеренное банкротство целого ряда компаний.
Отмечу, что почти все специалисты, работавшие в закрывшихся организациях, - это российские граждане, которые никуда не уезжают и хотят дальше заниматься своим делом. Они владеют всеми технологиями и готовы продолжить производственный процесс. Кроме того, необходимые для работы предприятий комплектующие и сырье в большинстве случаев производятся внутри страны.
Поэтому сейчас в правительстве обсуждается законопроект, в соответствии с которым в случае если более 25% акций закрывающейся организации принадлежат иностранной компании из недружественной страны и закрытие происходит в связи с санкциями, то будет вводиться внешнее управление. После назначения управляющего у компании будет пять дней на отказ от такого управления и возобновление работы. Если же ничего не изменится, то внешнее управление может быть введено на три месяца, после чего предприятие будет юридически ликвидировано, а его акции проданы. Добавлю, что новый владелец будет обязан сохранять не менее двух третей трудового коллектива и продолжать прежнюю деятельность организации не менее года.
Что касается компаний, которые могут испытать трудности из-за использования импортных комплектующих, то здесь одной из эффективных мер поддержки может стать предоставление зарплатных кредитов, какие выдавались во время пандемии в 2020 году. Но если тогда единственным требованием для получения кредита было сохранение 90% рабочих мест, то сейчас можно выдвинуть второе требование - перепрофилирование организации либо замена поставщиков. При сохранении компанией рабочих мест и продолжении работы полученный кредит может быть погашен частично или полностью за счет государства.
Безусловно, потребуется дополнительная организация общественных работ для нетрудоустроенных граждан и временных работ для людей, которые находятся в простое. В связи с этим необходимы дополнительные средства и методические рекомендации региональным службам занятости. Также мы предлагаем рассмотреть вопрос о расширении их полномочий. В частности, следует предоставить им право переобучать работников предприятий, где происходит смена технологий или выпускаемой продукции, оказывать помощь сотрудникам организаций, находящихся в простое или под ударом. А в дополнение к мониторингу ситуации с занятостью они должны делать анализ возможных сокращений работников в будущем.
Еще одно наше предложение - субсидировать создание рабочих мест для лиц, потерявших работу в связи с санкциями, то есть компенсировать часть затрат на оплату их труда.
Следует рассмотреть и возможность временного расширения сферы применения срочных трудовых договоров на период санкций.
Наконец, остаются актуальными такие задачи, как обеспечение роста заработной платы, укрепление институтов социального партнерства на предприятиях и принятие к концу этого года новой редакции закона о занятости. Уверен, что нам удастся выполнить эти задачи в полном объеме.