15.03.2022 11:17
Стиль

Люксовые марки одежды, парфюмерии и аксессуаров уходят с рынка - кто остается?

/ пресс-службы
Читать на сайте RG.RU

11 марта США и ЕС анонсировали запрет на экспорт в РФ предметов роскоши. Он должен вступить в силу 16 марта. Это вызвало потребительский ажиотаж в торговых центрах, аутлетах и тех магазинах, которые продолжают работать. Попробуем разобраться, какой продукции на данный момент коснулись эти ограничения.

В перечень Министерства торговли США вошли парфюмерия, одежда и обувь, стоящие в оптовых закупках более $1000 за единицу товара. Список от Европейского союза ожидался вчера, но на момент подготовки этой публикации он еще не был обнародован. Из этого мы можем сделать вывод, что а) формально запрет касается вещей только действительно дорогих б) относительно продукции европейских компаний решения пока принимаются, в отличие от США, на уровне самих компаний.

UPD: Вечером 15 марта в электронном журнале Евросоюза появился перечень запрещенных к ввозу в Россию предметов роскоши, произведенных в Европе: алкоголь, парфюмерия, одежда, обувь, кожгалантерея, посуда из фарфора и хрусталя, ювелирные украшения, часы, спортивное снаряжение, предметы искусства и антиквариат дороже 300 евро за единицу товара. Для бытовых электротоваров установлена планка в 750 евро, для электроники - 1000 евро, для автомобилей - 50 тыс. евро.

В реальности закрываются не только магазины с оптовой стоимостью единицы продукции больше $1000. И не только американских брендов. Уходит и зарубежный массмаркет: закрыла свои магазины европейская розничная сеть по торговле одеждой H&M, о трудностях с поставками заявил испанский Mango, приостанавливает поставку британский Marks & Spencer.

Но вернемся к люксовому и премиальному сегменту. Самое важное наблюдение такое: на данный момент прекратили работу бутики, которые управляются западными компаниями напрямую, при этом продолжают работать многие розничные точки, принадлежащие местным дистрибьюторам (даже если они продают западную продукцию). Отсюда, например, ситуация, когда в ЦУМе, ГУМе и других люксовых торговых центрах наблюдается соседство закрытых и открытых магазинов.

Прекратили работу бутики, которые управляются западными компаниями напрямую, при этом продолжают работать дистрибьюторы

Об уходе объявили многие - от Estee Lauder (бренды MAC, Clinique, Jo Malone, Tom Ford Beauty и др.) до концерна LVMH (владеет более чем 70 брендами, в том числе Christian Dior и Louis Vuitton). Из этого мы можем сделать вывод, что американские компании (как Estee Lauder, американский производитель косметики и парфюмерии, или H&M, производитель одежды) уходят с российского рынка вне зависимости от стоимости продукции. Что касается LVMH, штаб-квартира которого находится в Европе, то пока не выработано коллективное европейское решение по поводу товаров "запретного" списка и даже стран, присоединившихся к "люксовым санкциям" - и поэтому нельзя сказать точно, каких товаров российский рынок лишится в ближайшее время. Например, если к списку ЕС в данном случае присоединится Швейцария, то запрет однозначно коснется швейцарских часов (впрочем, Swatch Group, в которую входят многие часовые бренды, уже самостоятельно объявила о приостановке работы в России). Если же Швейцария останется нейтральной, то прекращение или продолжение работы на российском рынке будет зависеть от решения самих брендов. Есть и другие неоднозначные ситуации: например, в концерн LVMH входят бренды, производящие часы в Швейцарии и, следовательно, их продукция считается швейцарской. Будут ли они в случае "нейтралитета" Швейцарии продолжать поставки в Россию или присоединятся к позиции руководства LVMH как европейской компании - пока остается под вопросом.

Люкс сегодня должен выбирать из двух стратегий: одна - полный уход с рынка, другая - работа с локальным дистрибутором

Как воспринимать объявленные уходы с рынка - как окончательные или временные? В каждом конкретном случае это будет решаться по-разному. Обычно об уходе с рынка компании заявляют громко, но возвращаться предпочитают "в техническом режиме". Например, даже в холдинге Estee Lauder сотрудникам объявили, что это не закрытие магазинов, а именно приостановка работы. Так что выводы об окончательной потере доступа к парфюмерии или дорогим сумкам (самый большой спрос в люксовых магазинах касался именно аксессуаров) делать рано.

Сейчас потребительская паника усиливает ажиотаж по поводу объявленных мер. На самом деле косметика, например, не исчезнет - наряду с ожидаемым возвращением некоторых западных брендов на полках появится больше отечественных и корейских марок. Но на это тоже требуется некоторое время.

Внезапный дефицит потребительских товаров, не обозначенных в "запретном списке", случился раз благодаря панике и хаотичному поднятию цен. Действительно, себестоимость и цену продукции сейчас рассчитать сложно - и не столько из-за ажиотажа, сколько из-за растущего курса валюты. По этой причине многие компании закрываются "на переучет" (который часто воспринимается как закрытие), с полок исчезают не только "товары роскоши", но и первой необходимости, если они завязаны на импортное производство. Дорожает и отечественная продукция - ведь ни один товар не создается на производстве, полностью автономном по отношению к остальному миру. Так что потребительские страхи сейчас связаны не только с уходом тех или иных брендов, но и с тем, что мы больше никогда не сможем купить вещи по той стоимости, которая была в начале 2022 года.

Можно сделать вывод, что основные причины у марок fashion-индустрии, уходящих с российского рынка - проблемы с логистикой и расчетными операциями. (Ограничения "тяжелого люкса" - ювелирных украшений, часов и дорогих автомобилей - больше связаны с политико-экономическими решениями.) Но большинство компаний будут стремиться вернуться в Россию. Это подчеркивает генеральный директор Fashion Consulting Group, руководитель исследовательских программ Анна Лебсак-Клейманс: "Большая часть брендов говорит о временной приостановке. Практически все крупные компании сохраняют персонал, что означает, что они не хотят потерять людей, которые имеют квалификацию, ценные команды, определяющие успех в этом бизнесе. Это говорит о том, что бренды очень рассчитывают на возможность возвращения на рынок".

Российский сегмент премиальной одежды, обуви и аксессуаров агентство "INFOLine-Аналитика" по итогам 2021 года оценивает в 320 млрд руб., что составляет около 11% от всего рынка

На сегодня люкс стоит стоит на распутье и должен выбирать из двух стратегий: одна - это полный уход с рынка, вторая - перерегистрация на локальный бизнес и работа с локальным дистрибутором.

Опрос дистрибуторов показал, что, во-первых, у многих из них осталась продукция на складах, требующая реализации. Кроме того, ожидаются поставки товаров (с таможни), за который уже произведен расчет. Пока что все дальнейшие планы (продолжения или прекращения поставок российским дистрибуторам) решаются в кулуарах самих западных брендов.

Поставки коллекций весна-лето 2022 пришли практически в полном объеме, ассортимента хватит на полноценную работу в течение всего сезона - так заверили в ЦУМе.

Мы будем следить за дальнейшим развитием событий. В течение месяца, возможно, ситуация стабилизируется и будет возможность проанализировать положение дел более предметно.

Компании fashion, объявившие о прекращении работы на территории РФ (люкс, премиум и масс-маркет):

Yoox Net-a-Porter Group - приостановила доставку;

Nike - приостановила доставку;

Matches - приостановила доставку;

ASOS - приостановила доставку;

H&M - приостановила продажи;

Cos - приостановила продажи;

Monki - приостановила продажи;

Farfetch - приостановила продажи;

Burberry - приостановила продажи;

Mango - приостановила работу;

Marks & Spencer - приостановила работу;

Hermes - приостановила продажи;

Karl Lagerfeld - приостановила продажи;

Gucci - приостановила деятельность;

Balenciaga - приостановила деятельность;

Saint Laurent - приостановила деятельность;

Louis Vuitton - приостановила деятельность;

Chanel - приостановила деятельность;

Bershka - приостановила деятельность;

Pull&Bear - приостановила деятельность;

Zara - приостановила деятельность;

Stradivarius - приостановила деятельность;

Oysho - приостановила деятельность;

Massimo Dutti - приостановила деятельность;

Levi's - приостановила деятельность;

Puma - приостановила работу магазинов;

Prada - приостановила продажи;

Marks&Spencer - приостановила поставки;

Reebok - приостановила работу;

Victoria's Secret - приостановила работу;

Mothercare - приостановила продажи;

Hugo Boss - приостановила продажи;

Crocs - приостановила продажи и поставки;

Tommy Hilfiger - приостановила работу;

Helly Hansen - приостановила работу;

Springfield - приостановила работу;

Women's Secret - приостановила работу.

Украшения, часы:

Swatch Group - приостановила продажи;

Swarovski - приостановила продажи;

Richemont Group - приостановила деятельность;

Rolex - приостановила продажи.

Косметика:

Sephora - приостановила работу;

L'Oreal - приостановила работу;

Lancôme - приостановила работу;

Giorgio Armani Beauty - приостановила работу;

Biotherm - приостановила работу;

Kiehl's - приостановила работу;

Ralph Lauren - приостановила работу;

Cacharel - приостановила работу;

Helena Rubinstein - приостановила работу;

Viktor&Rolf - приостановила работу;

Maison Martin Margiela - приостановила работу;

Garnier - приостановила работу;

Maybelline NY - приостановила работу;

NYX Professional Makeup - приостановила работу;

Vichy - приостановила работу;

La Roche-Posay - приостановила работу;

Estee Lauder - приостановила работу;

Bobbi Brown - приостановила работу;

Clinique - приостановила работу;

MAC Cosmetics - приостановила работу;

Tom Ford Beauty - приостановила работу;

Jo Malone London - приостановила работу;

Shiseido - приостановила поставки и инвестиции.

Среда обитания Косметика и парфюмерия Мода Часы Украшения