15.03.2022 18:27
Культура

Пушкинский музей открыл выставку об искусстве бессмертия в Древнем Египте

Текст:  Иван Владимиров Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №55 (8703)
Из 8000 предметов египетской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия" представлено 400 экспонатов. В том числе 10 мумий, большая часть которых выставляется впервые. Выставка стала результатом многолетнего сотрудничества ученых Пушкинского музея с Курчатовским институтом, благодаря которому многие тайны, скрытые внутри саркофагов, стали чуть понятнее. О выставке рассказывает Ольга Васильева, сотрудник отдела Древнего Востока, одна из кураторов проекта.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Мумии древнего Египта. Искусство бессмертия" в Пушкинском музее

Очередное увлечение Европы Древним Египтом началось после расшифровки иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном. За прошедшие два века изменились подходы к изучению этой древней цивилизации?

Выставка на "Винзаводе" предлагает задуматься о моменте между ошибкой и последствием

Ольга Васильева: Как раз в этом году мы будем отмечать 200 лет дешифровки иероглифов Шампольоном. И этому событию будет посвящена наша выставка в апреле. Конечно, за два столетия лучше изучен язык, найдены новые древние тексты. Но если раньше главной задачей было расшифровать текст, то сегодня ученые пытаются, изучая эти тексты, понять специфику мышления древнего человека. Сорок веков - невообразимая даль. Мы показываем на выставке статуэтки, рельефы, фрагменты папирусов, мумии, которые относятся, например, к IV-I тысячелетию до н.э. Надо понимать, что миф о возрождении Осириса, который лежит в основе погребальных практик древних, не имеет отношения к истории воскресения, как это понимает христианство. Речь шла о воскрешении мумии с помощью особых ритуалов жрецов.

Если вспомнить теорию Николая Федорова, который предполагал воскресить отцов и расселить их на других планетах, то логика древнего человека не такая уж древняя…

Ольга Васильева: Тем не менее разница в мышлении ощутима. Мы принимаем решения, руководствуясь логикой. Если мы принимаем одно объяснение, то версию, которая ему противоречит, мы исключаем. А древние не исключали. У них даже версии, противоречившие друг другу, мирно уживались в одном повествовании. Скажем, если нас удивляет, что Осириса убили и одновременно он присутствует где-то живой, то древних это не удивляло. Например, было много объяснений того, что такое небо. Тут и небесная корова, по животу которой плавают звезды, и женщина, которая, как арка, распростерлась над землей… 

Мне кажется, вы идеализируете современного человека. Далеко не все мы дружим с логикой.

Ольга Васильева: В любом случае нужно попытаться понять точку зрения древних, а не интерпретировать находки или тексты с нашей собственной точки зрения. Вроде бы мы все знаем, что такое мумия. В школе проходили. Мертвое тело, набальзамированное, забинтованное, спеленутое и помещенное в саркофаг, а саркофаг - в гробницу. И на выставке есть раздел, посвященный технике мумификации. Первым о ней написал греческий историк Геродот, который путешествовал по Египту. И написал довольно точно. Современные исследования в целом подтвердили корректность его данных.

Но зачем древние египтяне с таким упорством изготавливали эти мумии? Почему для них было важно сохранить тело? Что за этим стояло? Какие представления о жизни и смерти? Мы на выставке показываем, как миф об Осирисе определял не только подготовку к загробной жизни, строительство гробниц, но и их повседневную жизнь.

Не менее удивительно влияние, которое эти представления оказали на римлян и греков. Мы показываем погребальные пелены, выполненные уже в римское время. Греки и римляне, которые пришли в Египет с армией Александра Македонского, отчасти восприняли обряд мумификации. А ведь это обряд, отличающийся от кремации, принятой у древних греков. У греков был культ красоты, прекрасного тела. Но о мертвом теле они совершенно не заботились, для них оно было связано с ужасом смерти. И вдруг в Египте потомки греков и римлян начинают превращать тела умерших в мумии и помещать сверху фаюмский портрет - образец чудесной античной живописи! Фаюмские портреты, которые всегда в постоянной экспозиции нашего музея, мы показываем в контексте египетского культа мертвых.

Вы упомянули Геродота. Благодаря ему греки открыли для себя мудрость древнего Египта?

Ольга Васильева: Не только благодаря ему. Об этом писали многие, в том числе Платон. Вообще образ загадочной древней цивилизации, обладающий таинственной мудростью, до нас донесли именно греки. И, конечно, Библия.

Другой образ древности открыли нам археологические экспедиции. И мы, вслед за археологами, приглашаем зрителей спуститься в гробницы, посмотреть, как они устроены, увидеть рельефы, статуи умерших, саркофаги, ложную дверь…

Ложная дверь в гробнице создавалась для защиты от грабителей?

Ольга Васильева: Грабителей не обманешь. Большинство царских гробниц были разграблены дочиста уже в древности. Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922-м, потому и стала сенсацией, что это редчайший случай почти не тронутого погребения.

А изображение ложной двери высекалось внутри гробницы для невидимой сущности умершего человека. Египтяне верили, что человек состоит не только из телесной оболочки, но также из сущностей, которые в нее заключены. С их точки зрения, двойник человека (по-египетски "Ка") может воплотиться в статуе. Если жрецы совершат определенные ритуалы, статуя будет жить в гробнице и фактически заменять умершего. На гробнице и на саркофаге обязательно начертано имя человека. Сохранение имени тоже очень важная вещь. Статую можно присвоить, если сбить имя и написать свое.

Нечто среднее между ребрендингом и плагиатом…

Ольга Васильева: Таким "ребрендингом" занимались не только египтяне. Тот же император Август в Риме таким образом присвоил себе множество статуй.

Но у египтян изображение рассматривалось не просто как образ, а как двойник человека. Статую в гробнице надо было кормить, читать ей магические заклинания и т.д. Причем этот культ мог начаться уже при жизни человека.

Человек еще не умер, но уже становился "каменным гостем"?

Опубликован список телеграм-каналов музеев, театров и других учреждений культуры

Ольга Васильева: С точки зрения древних, тут нет противоречия. Мы привыкли, что после смерти тело переносят в некрополь. Но в Древнем Египте почести царской статуе начинали оказывать, как только гробница была построена. Если она завершена, можно призывать жрецов и "кормить" скульптурного двойника. Для египтян скульптура была магическим заместителем человека.

Кроме изучения мышления древнего человека, есть и новые подходы к изучению самих мумий. С 2017-го по 2020 год Курчатовский институт исследовал мумии, хранящиеся в Пушкинском музее, с помощью компьютерного томографа, электронного микроскопа, геномного анализа… В чем преимущество такого подхода?

Ольга Васильева: Он дает возможность исследовать мумию, не нарушая пелены, покровов. Благодаря КТ можно сделать 3D-визуализацию, понять особенности пеленания, увидеть амулеты, узнать, забинтованы ли пальцы, например, на руках. В какие-то периоды руки и пальцы пеленались отдельно, в какие-то нет. Когда-то руки были вытянуты вдоль тел, когда-то скрещены на груди. Это очень интересная работа, но трудоемкая. В исследованиях мумий участвовали антропологи, судебные медики, генетики, физики. У нас итоги их работы показаны в отдельном зале, где можно увидеть и компьютерную реконструкцию образов умерших.

Результаты оправдали ожидания?

Ольга Васильева: Про ожидания трудно говорить. Но, например, после того, как был сделан радиоуглеродный анализ останков мумии ребенка, которая выставлялась у нас в первом зале, выяснилось, что это одна из древнейших мумий в мире. Мумифицированные останки ребенка лет шести со следами бальзамирования относятся к додинастическому периоду истории Древнего Египта. Возраст мумии датируется IV тысячелетием до нашей эры. Ребенок умер от эпидемии костного туберкулеза.

А вот глиняный гробик, в котором находилась мумия, - подделка XIX века. Такие подделки изготавливали антиквары, чтобы туда положить мумию не очень хорошей сохранности и продать подороже. Музей приобрел эту мумию в 1910-х годах у антиквара по имени Роберт де Рустафьелль.

Вообще выяснилось, что многие мумии лежат в чужих саркофагах. Допустим, на саркофаге мужское имя, а исследование показывает, что внутри него лежит женщина. И наоборот. Среди неожиданностей - мумия женщины с негроидными чертами лица. Древние египтяне принадлежат к средиземноморскому типу европеоидной расы. Но поскольку на юге Египет граничил с древней Нубией, то, видимо, поэтому у нас есть мумия женщины из Нубии.

Она принадлежала к элите?

Ольга Васильева: Конечно, к элите, как и все остальные мумии на выставке. Всего мы показываем десять целых мумий, в том числе те, которые не были представлены на выставке в 2002 году. В этот раз мы приняли решение не экспонировать отдельные фрагменты мумий по этическим соображениям.

Музеи и памятники