Напомним, что сейчас часть 1 статьи 12.2 КоАП предусматривает ответственность за управление с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением ГОСТа регистрационными знаками. Наказание предусматривает штраф 500 рублей. Наибольшее количество оштрафованных по этой статье - те, кто ездит с грязными номерами. И не всегда это злоумышленники, которые таким образом пытаются скрыть номер, чтобы его не считала камера. Зачастую проблема в грязных дорогах, а не в злом умысле. Однако в проекте нового КоАП появилась статья, усиливающая ответственность за это нарушение. Если водитель попадется второй раз с нечитаемым номером, его либо оштрафуют на 5 тысяч рублей, либо лишат прав на срок от одного до трех месяцев. По сути, на наших дорогах зимой, а также в период проливных дождей лишать прав можно будет каждого остановленного водителя. Ведь невозможно ездить так, чтобы останавливаться каждый километр и протирать номера.
Именно на это и обратили внимание эксперты ОНФ. Они напомнили, что такая суровая ответственность предусмотрена за повторное управление без номеров либо за управление с видоизмененными знаками. Например, когда циферку изменили с помощью куска изоленты. Или в ясный солнечный день налепили на номер кусок грязи либо снежок. Суды привлекают по этой статье даже в том случае, если автомобиль чистый, а номер грязный настолько, что его невозможно прочитать. Очевидно, что в такой ситуации это сделано с умыслом, а значит, можно применять суровую меру.
Но умысел всегда нужно доказывать. А принятие в КоАП такой статьи позволит лишать прав любого водителя в России с грязным номером без доказывания умысла. Не по одной статье, так по другой.
- Лишать прав за грязные номера - это безумная история в условиях российской зимы, когда знак может залепить снег или грязь за несколько километров, - говорит руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов. - Это не говоря о снегопадах, когда номера залепятся даже на стоящем в пробке автомобиле, не то что на том, который едет по какой-нибудь платной автомагистрали.
Но отказываться от статьи за такое повторное нарушение в ОНФ не стали. Там предложили минюсту рассмотреть возможность введения штрафа за него тысячу рублей.
Как отметил с иронией в голосе Петр Шкуматов, это соответствует степени общественной опасности такого жуткого административного правонарушения, как заляпанный грязью номер.
Сам по себе грязный номер не создает аварийных ситуаций на дороге. А если он сознательно изменен, то очевидно, что автовладелец намерен нарушать правила. Но тут надо доказывать умысел.