"Лакуны" в истории
- Слабо изучена история башкирской столицы XVII-XVIII веков, за исключением отдельных эпизодов, например, есть описание Уфимского кремля, по которому сделан макет в Музее истории Уфы. Мы плохо представляем наш город в первой половине XIX века, а вот о второй половине и начале XX века знаем лучше, хотя и здесь мало известно о том, как жили простые горожане в 20 - 30-е годы прошлого века. Про 40 - 50-е больше знаем с точки зрения того, что строилось, а вот какой была повседневная жизнь - нет, - отметил историк Рамиль Рахимов.
Также недостаточно информации о выдающихся уроженцах Уфы. Это выяснилось при обсуждении концепции музея возвращенных имен.
Если копнуть глубже, то станет очевидным: сведений о разных аспектах развития города крайне недостаточно. Разумеется, эти крупицы прошлого разбросаны по российским и зарубежным архивам, но пытливых умов, которые готовы заняться их изучением, мало. Научный сотрудник Музея истории Уфы Валерий Молтусов, работая в московском архиве, обнаружил, что материалы по столице Башкирии последний раз запрашивались в 1968 году. А сколько благодатного материала в зарубежных хранилищах, например, Турции или Иране.
Живя в современном мегаполисе и пользуясь различными благами цивилизации, вряд ли кто-то задает себе вопрос: как это все появилось?
- Уфа состоялась благодаря двум обстоятельствам: железной дороге, которая прошла через город, что стимулировало его развитие, и двум мировым войнам. Во время этих глобальных катаклизмов сюда были эвакуированы тысячи людей, а в Великую Отечественную - и крупные промышленные предприятия. И это заложило основу всей нашей индустриальной мощи, - говорит Рахимов.
Но признаем: исторические материалы при всей их ценности читают в основном специалисты. Обычному человеку пробраться сквозь дебри терминов к сути удается не всегда. Хотя ему тоже интересно: каким был город, в котором он живет, с чего все начиналось, кто жил здесь до него?
Уфа - одна на всех
Общественность - мощная сила. Например, в соцсетях активно работают группы пользователей, объединенные желанием узнать или поделиться тем, что знают, с другими. Там же возникают и различные инициативы.
- Некоторое время тому назад появилось мнение, что "Уфа уже не та" и надо куда-то из нее уезжать. Мы задались вопросом: а какая она, та Уфа? - говорит автор проекта "Уфимские грани" Юрий Малофеев. - И с помощью друг друга, через личные истории, начали изучать разные районы города. Первой была Черниковка. Многим живущим там людям казалось несправедливым, что память главного архитектора города Черниковска Маргариты Куприяновой не была увековечена. И мы добились того, что аллее, соединяющей дворец Орджоникидзе и восьмиэтажки, присвоили ее имя. Это наш небольшой общественный вклад в историю. Затем вместе с филиалом Нестеровского музея - выставочным залом "Ижад" организовали общественный конкурс среди молодых архитекторов на лучший артобъект, посвященный Маргарите Куприяновой. Мы продолжаем общаться с ними, и эта общественная поддержка, на наш взгляд, дает молодежи ощущение нужности. Может быть, из них вырастут выдающиеся профессионалы.
Общественникам удалось привлечь внимание городских властей и к имени писателя Сергея Довлатова, который родился в Уфе. Было проведено два Довлатовских фестиваля "Литературный импульс", а Электрический переулок стал переулком Довлатова. Прямо как в Нью-Йорке. При этом "Уфимские грани" выступают против десоветизации названий улиц, как того требует другая группа общественников.
- Если мы соблюдаем историчность, то переименовывать не надо. Это создаст проблемы на ровном месте. Много людей, для которых память о коммунистическом прошлом слишком дорога, чтобы с нею расстаться, - уверен Юрий Малофеев.
Ближе, чем кажется
Пока интерес к истории Уфы, ее настоящему и будущему осуществляется по параллелям - по одной двигаются историки, по другой - краеведы-общественники, у властей - собственные представления. Попытка взаимодействовать, соединить идеи, которые можно предложить руководству города, была предпринята год назад, когда в течение нескольких дней на разных площадках проходила Всероссийская научно-практическая конференция "Уфа в российской истории", включившая и общественные дискуссии. На днях вышел в свет сборник, в который вошли некоторые материалы этой конференции. Тираж невелик, но вскоре электронная версия появится на сайтах Музея истории Уфы и БашГУ, и узнать интересную информацию, которой там немало, сможет любой желающий.
Вот только несколько фактов, крупными мазками.
Архитектура Черниковки (бывшего самостоятельного города Черниковск) - это не сплошной сталинский ампир, как думает большинство. Там немало зданий в стиле конструктивизма, построенных в годы первых пятилеток.
Постоянное население Уфимской крепости сформировалось лишь на рубеже XVI-XVII веков, и именно тогда крепость стала "стационарной". В ней жили стрельцы и новокрещены - представители башкирского и других народов, принявшие православие. До этого крепость была местом временной дислокации стрелецких отрядов, присылаемых из Казани для несения службы и сбора ясака с башкир.
Летом 1918 года Уфа стала центром антибольшевистского движения, столицей "старой" России, где выпускались деньги.
Во время голода 1921 - 1923 годов населению Уфы значительную продовольственную и медико-санитарную помощь оказали американцы. Работе сотрудников Уфимской конторы Американской администрации помощи, так называлась эта организация, содействовали местные власти и чекисты.
В Уфе в то время было много беспризорников из сельской местности. Первая столовая, в которой кормили 1500 детей, открылась 16 ноября 1921 года на пересечении нынешних улиц Ленина и Коммунистической. Затем на улице Ленина заработали еще две, а к концу года их стало пять. К столовым прикрепляли детей после медосмотра. Наиболее истощенным давали карточки, по которым они получали горячий обед. Питание по тем временам, когда от голода буквально пухли, было роскошным: в разные дни давали хлеб из пшеничной муки, рисовый пудинг, лапшу, вареные бобы, сладкое какао на молоке.
К 1922 году, когда голод начал косить людей сотнями в день, американцы расширили помощь - в Уфу и другие регионы Башкирии стала поступать кукуруза. Поддержку оказывали детским приютам, больницам не только в Уфе, но и всей территории региона. Кажется, что это все было давно и не имеет отношения к нам сегодняшним. Однако все ближе, чем кажется. Например, бабушка одной из сотрудниц нашей редакции рассказывала, что выжила только благодаря этой горячей похлебке, которую получала раз в день...
Мнение
Тимур Ильясов, директор Музея истории Уфы:
- Последняя коллективная монография, посвященная истории Уфы, была написана в 1974 году, ее приурочили к 400-летию города. Есть необходимость в новом труде, в котором были бы использованы другие методы, подходы, источники.
Уфа всегда была столицей в нашем регионе. С самого начала здесь был воевода. Потом образовали провинцию, подчиняющуюся непосредственно Сенату. Затем возникла Оренбургская губерния, которая имела две столицы: военную - в Оренбурге, гражданскую - в Уфе. Уфа была губернским городом и в годы гражданской войны. Затем - столицей башкирской автономии, а ныне - Республики Башкортостан.
Наш город находится на территории, где Европа соседствует с Азией. И, разумеется, в ее архитектуре должны быть какие-то особенные, индивидуальные черты. Современные же здания, спроектированные молодыми архитекторами, не обладают такими характеристиками. Кубы из стекла и бетона, пусть и с улучшенными эксплуатационными характеристиками, есть везде. Как отметил руководитель Башкультнаследия Олег Полстовалов, вряд ли они когда-то смогут претендовать на объект культурного наследия. А думать об этом надо сегодня.