После начала проведения РФ специальной военной операции ВМС Украины поставили донные минные заграждения на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Центре общественных связей ФСБ России, речь идет о примерно 420 якорных минах устаревших типов и якорных речных минах, которые были произведены в первой половине XX века.
В Советском Союзе еще в 1937 году были начаты работы по созданию малых якорных контактных мин для постановки заграждений на реках и мелководье. В 1939 году на вооружение ВМФ была принята новая корабельная речная гальваноударная мина Р-1 с обтекаемым корпусом.
В 1943 году в дополнение к мине Р-1 была принята на вооружение еще одна корабельная якорная малая морская гальваноударная мина ЯМ, предназначенная для поражения мелкосидящих целей. Таких как катера и десантные корабли. Установка на заданную глубину производилась с поверхности штерто-грузовым способом.
Мины ЯМ создавались специально для использования в восточной части Финского залива, для борьбы с немецкими и финскими кораблями. А речные Р-1 активно применялись во время войны Дунайской и Азовской флотилиями. Это надежные мины, с 40 кг взрывчатки и глубиной постановки от 2,5 метра, которые гарантировано могут находиться в воде в боевом состоянии до двух лет.
Эти мины оставались на базах хранения украинского флота. Возможно, в Незалежной просто не знали, что делать с этим добром - продать невозможно, утилизировать - дорого. А тут решили пустить в дело. Вот только исправность мин, пролежавших более 70 лет на складах, вряд ли кто-то проверял. Как отметили в ЦОС ФСБ, при наступлении штормов стали происходить обрывы тросов - минрепов, которые соединяют мины с донными якорями. В итоге оторвавшиеся мины начали свободно дрейфовать в западной части Черного моря. При этом сам обрыв минрепов, а это стальной трос толщиной от 8 до 10 мм, говорит о неудовлетворительном техническом состоянии мин. В то время как все современные мины имеют специальные предохранители и клапаны затопления, которые при отрыве минрепа деактивируют мину, то Р-1 и ЯМ таких предохранителей не имеют.
Как напомнили в ФСБ, в соответствии с международной Конвенцией запрещено ставить подобные небезопасные якорные мины.
В ФСБ также предупредили, что сорвавшиеся с якорей мины из-за преобладания южных течений могут дрейфовать от украинского побережья в сторону Румынии и Болгарии, а также в Босфорский пролив и далее в Средиземное море. Не сложно представить, что произойдет в Босфоре с его очень активным судоходством, если туда попадет даже несколько мин. А взрыв танкера или газовоза рядом со Стамбулом может иметь катастрофические последствия для города.
С учетом минной опасности Черноморский флот ВМФ России 18 марта опубликовал соответствующее прибрежное предупреждение. Всем судам, которые сейчас находятся в плавании в юго-западной и северо-западной частях Черного моря, необходимо соблюдать осторожность из-за вероятности подрыва. Кстати, сейчас в портах Украины находится более 50 иностранных судов, которые не могут их покинуть в связи с высокой минной опасностью.
Как подчеркнули в российской спецслужбе, вооруженные силы Украины в очередной раз демонстрируют полное игнорирование основ международного права и пренебрежение человеческими жизнями, в том числе и граждан государств Европейского союза. Это, кстати, касается не только донных мин, но и обычных противотанковых, которыми ВСУ заминировали все песчаные пляжи Одессы от "высадки российского десанта". Мало того что часть мин уже начала детонировать сама, но и точно также весь этот "смертоносный украинский риф" из тысяч мин снесет в море после первого шторма. А потом также штормами будет выкидывать по всему ближайшему побережью. То есть как минимум на несколько ближайших лет пляжи "жемчужины у моря" будут, мягко говоря, небезопасны не только для яхт и катеров, но и обычных прогулок и купания.