"Специальная группа Европейской комиссии по замораживанию и аресту европейских активов российских и белорусских олигархов приступила к работе в координации с коллегами из "большой семерки" (G7)", - продолжает Сергей Степашин.
"Целевая группа "Заморозить и арестовать" состоит из представителей Еврокомиссии, контактных лиц от каждого государства-члена ЕС, Евроюста, Европола и, при необходимости, других агентств и органов ЕС, - говорится в заявлении. - Стоит пояснить, что в соответствующих нормативных актах ЕС и Великобритании идет речь о "замораживании активов". Это означает, что денежные средства и имущество не выбыли из владения собственников, но они не могут ими распоряжаться".
По его словам, юрисдикции многих стран предусматривают возможность суду принять обеспечительные меры путем запрета совершать определенные действия с имуществом. Однако решение о "заморозке активов" в обязательном порядке должен принимать суд, как и устанавливать связь между лицом, которое несет или может нести ответственность за совершение указанных действий, и имуществом, на которое накладывается арест.
"С юридической точки зрения изъять частную собственность без решения суда невозможно, - подчеркивает Сергей Степашин. - Да и для того чтобы суд принял соответствующее решение, необходимы чрезвычайно важные обстоятельства, а лицам, у которых конфискуют собственность, должна быть выплачена соразмерная компенсация. Существует ряд юридических документов, в которых говорится про уважение частной собственности. Это и Европейская конвенция о защите прав человека 1950 года, и Хартия Европейского союза по правам человека".
Согласно статье 17 хартии каждое лицо вправе иметь в собственности имущество, которое оно приобрело на законных основаниях, и никто не может быть лишен своей собственности кроме как по соображениям общественной пользы и на законных основаниях. Статья 1 Европейской конвенции о защите прав человека утверждает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение собственности, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом.
"Сегодня принцип неприкосновенности частной собственности, известный со времен римского права, на котором много веков базировалась европейская экономическая стабильность, попран теми же, кто провозглашал его незыблемость", - указал председатель правления АЮР.