О том, что краевые власти инициируют отказ от обязательной маркировки пищевой продукции, заявил первый заместитель председателя регионального правительства Владимир Ситников:
- Затраты отраслевых производителей Ставропольского края на оборудование для маркировки, программное обеспечение и интеграцию с информсистемой "Честный знак" уже превысили 800 миллионов рублей. Однако этим издержки не исчерпываются, - сообщил Ситников в своем Telegram-канале. - С учетом продолжающегося производства дополнительные траты предприятий могут составить около 450 миллионов рублей в год. Эти потери отразятся на себестоимости товаров, что скажется на их итоговой цене.
По словам первого зампреда, ставропольские власти уже вышли со своей инициативой в правительство РФ. Есть ли какая-то реакция Москвы, он не уточнил.
Обязательная маркировка должна гарантировать потребителям подлинность и качество продукции. Система позволяет легко вычислить контрафакт и не пустить его на полки магазинов. Производитель наносит на упаковку цифровой код, и далее весь путь продукта фиксируется на каждом логистическом этапе: от склада производителя до полки магазина. Когда кассир пробивает товар, то в базе данных появляется информация о том, что он выведен из оборота. При этом доступ к информации имеет любой пользователь со смартфоном.
Как поясняет бизнес-омбудсмен Ставропольского края Кирилл Кузьмин, к маркировке и раньше были вопросы из-за затрат на нее и сомнительного положительного эффекта. Теперь же, когда экономические реалии резко изменились, а ресурсы у всех сократились, нагрузка из-за маркировки может оказаться для многих производителей попросту неподъемной. Уполномоченный по правам предпринимателей считает, что Ставрополье будет не единственным субъектом, выступающим за мораторий.
- Я надеюсь, что с подобным предложением к правительству обратится не только наш край. Ставрополье активизировалось, так как обладает большим количеством производств данной сферы, а значит, очень заинтересовано в том, чтобы минимизировать затраты предпринимателей, поддержав их таким образом, - добавил Кузьмин.
Стоит отметить, что предприниматели, вероятно, единодушно поддержат приостановку дорогого эксперимента. Представитель "Молочного комбината "Ставропольский" Лариса Степанцова поясняет, что каждый знак увеличивает стоимость единицы товара предприятия на рубль. При этом еще и пришлось потратить на оборудование. Хотя дело не только в цене, но и в возникших логистических трудностях.
- Оборудование, необходимое для нанесения "Честного знака", а также все расходные материалы - импортные. Китайские аналоги не дают нужного качества, чернила расплываются, - говорит Степанцова.
Специалист сомневается, что игра стоит свеч:
- Все, что указывается в маркировочном знаке, есть и на этикетке. Информация попросту дублируется. Да и кто смотрит QR-код? Пожилым людям разглядеть этикетку через очки и то нелегко.
Минпромторг РФ также предложил правительству отложить сроки введения маркировки воды и молочной продукции для фермеров, розничных торговых точек и ресторанов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на письмо ведомства. Кроме того, министерство попросило упростить процедуру маркировки для этих категорий бизнеса.
Предложение такое: фермеры должны маркировать молочные продукты не с первого декабря 2022 года, а с первого декабря 2023-го. Розничные сети также могут получить отсрочку на фиксацию продаж промаркированной продукции. В отношении упакованной воды эту процедуру предлагается перенести на первое марта 2023-го, молочных товаров - на первое сентября 2022-го. Согласно инициативе министерства, гостиницы и рестораны должны будут передавать соответствующую информацию с первого декабря 2023 года.