22.03.2022 17:10
Санкт-Петербург

Судовладельцы Петербурга и Ленобласти приготовились к новому турсезону

Текст:  Мария Голубкова (Ленинградская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №60 (8708)
За последние пять лет в Петербурге и Ленинградской области вложены существенные средства в создание инфраструктуры для развития водного туризма. Поэтому все участники рынка возлагают серьезные надежды на предстоящий туристический сезон и готовятся к нему.
Читать на сайте RG.RU

По данным президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимира Родионова, в прошлом году водными маршрутами Петербурга и Ленинградской области воспользовались 2,3 миллиона человек. Пассажиропоток восстановился до уровня 80 процентов от "доковидного" 2019 года - и это при отсутствии иностранных туристов. Основная причина - стимулирование внутреннего туризма, в том числе через программу "Кешбэк по России", в ней могут принимать участие круизные предложения. И хотя компании, предлагающие "прогулки по рекам и каналам" или доставляющие гостей Северной столицы в Петергоф по волнам Финского залива, не подходят под условия программы напрямую, но опосредованно они часть "туристического продукта" Санкт-Петербурга, который предлагают турфирмы - участники программы, и получают свою часть выгоды. Посмотреть на Северную Венецию с воды или увидеть развод мостов - это буквально "маст хэв", так написано в любом путеводителе.

- Самыми востребованными водными маршрутами в прошедшем сезоне стали экскурсия к северным островам дельты Невы с выходом в акваторию Финского залива к "Лахта Центру", ночные круизы под разводными мостами, экскурсии "Парадный Петербург" по Неве и "Имперский Петербург" по Мойке и Фонтанке с выходом в Неву, - сообщили в одной из компаний по итогам сезона.

В нынешнем году пассажиропоток также будет зависеть от мер государственной поддержки. Судовладельцы осторожно добавляют, что еще и от погоды. Лето-2021 в Петербурге не поскупилось на солнечные жаркие дни, а как будет в этом году? Однако первична все-таки экономика процесса: цены на топливо, обслуживание, аренду причалов, обеспечение транспортной безопасности. Хотя в отдельных случаях можно рассчитывать даже на снижение цен. Так, в прошлом году одна из судовладельческих компаний Санкт-Петербурга вошла в новый проект - организацию комбинированного тура на остров Валаам. По железной дороге из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска предлагалось добраться до Сортавалы, расписание поездов было синхронизировано с отправлением судов от причала на остров и обратно. "Метеоры" на подводных крыльях обеспечивали водную часть путешествия.

- Цена была достаточно высока, так как в связи с противоэпидемическими ограничениями посещение Валаама было доступно только в составе организованных экскурсионных групп, то есть в цену входило экскурсионное обслуживание, - пояснил генеральный директор судоходной компании "Астрамарин" Андрей Кузнецов. - Если данное требование будет снято, это скажется на цене тура. Во всяком случае, мы повышения цен в новом сезоне пока не планируем.

Ростуризм запускает три новые грантовые программы в туризме

Добраться до святыни в водах Ладожского озера можно не только из карельской Сортавалы, но и из Приозерска в Ленинградской области. Это направление вскоре получит дополнительное развитие. Согласно официальным данным, монастырь обратился в правительство региона с инициативой по расширению действующего причального объекта в Приозерске. Власти согласились оказать содействие.

- Инициатива по строительству причального комплекса предусмотрена в новом проекте Генерального плана Приозерского поселения, - добавили в аппарате правительства Ленобласти. - Развитие этой зоны поддержано отраслевыми комитетами администрации Ленинградской области и соответствует стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года.

Для судов, приходящих на Валаам, в том числе круизных, определенную часть стоимости тура составляет плата за аренду причала. Он находится в федеральной собственности и имеет фиксированную стоимость аренды, которая арифметически делится на число судозаходов. То есть чем больше теплоходов придет в течение всей навигации, тем меньше заплатит каждый из них. Однако в плату включены также расходы оператора причала - какова эта доля в структуре расходов, судовладельцы не раскрывают.

В прошлом году водными маршрутами Петербурга и Ленинградской области воспользовались 2,3 миллиона человек

Ситуация с использованием причалов, построенных в рамках программы развития водного туризма на Северо-Западе и восстановления круизного судоходства по реке Волхов, более прозрачна - это совместные проекты инвесторов и региональных структур. С 2018 по 2022 год введены в эксплуатацию пассажирские причалы в Старой Ладоге, в Киришах, на Неве у крепости Орешек, у Невского пятачка, на Свири у Александро-Свирского монастыря. Дойдет очередь и до Великого Новгорода, но в ближайшей перспективе - новый причал в Кобоне.

- Мы сосредоточим усилия на исторических артефактах Великой Отечественной войны, которые обязательно надо показывать, - отметил председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк. - На 2022 год запланировали открытие причала у музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" на Неве. Прорабатываем вопрос строительства причала в Кобоне.

Сложность данного проекта - необходимость взаимодействия с администрацией Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей (ФБУ "Администрация "Волго-Балт"). Для того чтобы в Кобону смогли заходить водоизмещающие суда, параллельно со строительством причала необходимо обустройство подводного канала. Волго-Балт также должен поддерживать в работоспособном состоянии судовой ход на Волхове, без которого все новые причалы останутся невостребованными.

Санкт-Петербург Ленинградская область Северо-Запад