Причинами аварии стал аномальный шторм (5 баллов) и шквальный ветер (31 метров в секунду) на Черном море. Мощность нефтепровода, поставляющего нефть из Казахстана к терминалам в России - 67 млн тонн в год. В 2021 году по нему было прокачано около 60 млн тонн нефти или около 1,2 млн баррелей в сутки.
Как отметил эксперт ИРТТЭК Кирилл Родионов, по нефтепроводу прокачивалась низкосернистая нефть из Казахстана. В Новороссийске она загружалась в танкеры и отправлялась покупателям, крупнейшие из них - Италия, США, Китай, Турция, Франция и Испания.
По мнению эксперта, если будет остановлена работа второго ВПУ, то отгрузка нефти может сократиться приблизительно на 840 тысяч баррелей в сутки. Это меньше одного процента от мирового потребления, поэтому сильного влияния на рынок авария не окажет. А вот проблемы для Казахстана она создаст, поскольку стране либо придется сокращать добычу нефти, либо направлять ее обходными маршрутами, в том числе через Россию.
В КТК входят компании разных стран. России в лице "Транснефти" принадлежат 24% акций консорциума, плюс 7% дочерней компании российской монополии "КТК Компани". Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI), в том числе в сотрудничестве с российскими частными компаниями.
Нефть, отгружаемая КТК, не попадала под санкции США против российской экспорта, но если она пойдет через российскую трубопроводную систему, отделить ее от нашей нефти будет невозможно, отмечает Родионов. С его точки зрения, на ремонт ВПУ может потребовать от трех недель до одного месяца.
В КТК отмечают, что одной из главных сейчас задач является оценка возможного ущерба экологии. В консорциуме утверждают, что выхода нефти в море в результате аварии не было. В Росприроднадзоре пока воздерживаются от комментариев, поскольку из-за шторма специалисты службы не могут попасть к месту аварии.