Лютня - деревня с историей. О самом названии в честь музыкального инструмента имеется красивая легенда. На лютне играли влюбленные парень с девушкой, которых незадолго до свадьбы убили лихие разбойные люди. При Екатерине II Лютня вошла в состав владений вице-канцлера князя Александра Голицына. Из Лютни родители будущей советской звезды перебрались в Ленинград, где для развития природных музыкальных способностей Марии счастливо сложились все условия.
Но о том, что у Пахоменко абсолютный музыкальный слух, стало известно далеко не сразу. Петь она любила и в раннем детстве, и в школе на уроках, за что получала замечания, и в юности, поступив в техникум. Началом пути к вершинам славы для девушки стала художественная самодеятельность, которую при советской власти широко внедряли в больших и малых производственных и учебных коллективах. В идеальном и не существовавшем в природе виде такая самодеятельность представлена в известном фильме Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". В реальной жизни в ней было много формализма, но настоящим талантам, "каких у нас в Союзе миллионы", пробиться наверх помогали именно самодеятельные коллективы.
Голосистую девушку заметили, помимо вокальных данных важным аргументом стали уникальные данные внешние, сохранявшиеся многие годы. Известный питерский композитор Виктор Лебедев вспоминал: "Идеальная физическая форма у Маши от природы. Она была настолько хорошо сложена, что моя жена, бывшая балетная, всегда удивлялась, как Пахоменко удавалось не поправляться, ничего для этого не делая. Другие-то женщины за каждый грамм борются". Талант и красоту Марии, в юности обладавшей эффектной косой чуть ли не до щиколоток, зорко оценил ленинградский композитор Александр Колкер, ставший ее мужем.
Семейный дуэт ярко проявил себя и в творчестве. Песня Колкера на стихи Льва Куклина, написанная в 1963 году для спектакля по пьесе Даниила Гранина "Иду на грозу", вскоре зазвучала на всю страну, а к Марии Пахоменко надолго пришла всенародная слава. По песням шестидесятых можно изучать историю страны, многие из них обладают со временем утраченным и мало понятным нашим современникам смыслом. Вот как начинается та самая песня:
Качает, качает, качает
Задира ветер фонари
над головой.
Шагает, шагает, шагает
Веселый парень по весенней
мостовой.
А дальше оказывается, что парень-то погружен в серьезную учебу:
Листает, листает, листает
Учебник физики листает
на ходу.
Не знает, не знает, не знает
Что каждым утром я вслед
за ним иду.
Пьеса Гранина, по которой в 1965-м на "Ленфильме" была снята известная картина с Василием Лановым в главной роли, была как раз о физиках, а песня в исполнении Пахоменко призывала влюбляться только в умных и образованных молодых людей, что в общем-то всегда актуально.
Демографические реалии своего времени отразила, пожалуй, самая известная песня Колкера и Пахоменко:
Пришли девчонки,
Стоят в сторонке,
Платочки в руках теребят,
Потому что на десять
девчонок
По статистике девять
ребят.
Это 1966 год, и в стихах Кима Рыжова чистая правда: на танцах в то время так и было, девушкам подчас кавалеров не хватало из-за той самой безжалостной статистики.
А в 1968 году Марию Пахоменко настигла европейская музыкальная слава. Во французских Каннах ей вручили нефритовую пластинку как победительнице международного конкурса грамзаписей MIDEM. В СССР было продано свыше двух с половиной миллионов пластинок с записями певицы, и Мария очаровала тогда французскую публику. 1968-й, как хорошо известно, был совсем непростым политическим годом, к традиционным антисоветским настроениям времен "холодной войны" добавились протесты после ввода войск Варшавского договора в Чехословакию. Но на культуру, а также на спорт и науку тогдашние политические страсти распространялись мало: по нынешним временам это уже кажется удивительным.
Голос Пахоменко звучал на концертных площадках многих стран мира, ей посчастливилось петь и в знаменитой парижской "Олимпии". В 1971 году она получила Гран-при на международном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии. Конкуренция тогда была очень серьезной, а советским исполнителям до Пахоменко больше второй премии не доставалось, хотя люди это были очень известные; Иосифу Кобзону вообще досталась только третья премия.
Жесткая конкуренция была и внутри советской эстрадной песни. Политика советской власти в этой области предполагала обязательное следование песенной строчке "Молодым везде у нас дорога". Каждый год на эстраде и в эфире должны были появляться, и действительно появлялись, новые молодые лица, и соревноваться с этими талантами "героям вчерашних дней" становилось все сложнее. Мария Леонидовна выдерживала состязания с молодежью долгих два десятилетия, вплоть до перестройки. В исполнении Пахоменко хитами становились не только новые песни, но и давние произведения Соловьева-Седого и Блантера, для которых она находила свою неповторимую интонацию.
Родную белорусскую землю и белорусскую культуру она никогда не забывала. Пример тому - задорная мелодия Игоря Лученка, положенная на стихи Анатолия Гречаникова, которую Пахоменко исполнила на заключительном концерте телевизионной "Песни-76". Певица ушла из жизни в 2013 году...