Напомню, Россия и целый ряд европейских стран взаимно закрыли небо для самолетов авиакомпаний друг друга. В этой ситуации одни компании начали планировать маршруты обхода, а другие попросту прервали международное сообщение до лучших времен. Пожалуй, единственное ныне исключение из обмена небесными уколами - Turkish Airlines. Эта компания может летать над Россией и фактически осталась владельцем единственного пути, соединяющего нашу страну с остальным миром.
"Мы давно запланировали поездку в Турцию, - делится наш сосед по очереди Николай Машенцев со своей девушкой Александрой. - Но сейчас курс доллара изменился, поэтому поездку решили перенести. Может, летом все более-менее устаканится?" Офис на Валовой, 35 - сейчас единственное место, где можно провести такую операцию. В очереди стояли еще несколько человек, которые пытались это сделать в кассах в аэропорту, но из-за технических проблем не получилось. Не говоря о тех, кто просто стоит за билетами.
Американец Джерон - один из немногих иностранцев в очереди. Рассказывает, что через Стамбул летит к родственникам в Венгрию. Точнее, хотел полететь. Он пытался купить билет со своей карточки на сайте компании, но тоже не получилось. "Думал, какой-то временный сбой, - говорит Джерон. - Но увидел в соцсетях, что все пишут о таких же проблемах. Вот и встал в очередь: надеюсь, дождусь. Хотя, честно говоря, мне плохо: ноги мерзнут".
Даже в солнечные часы на Валовой действительно зябко. Поэтому кое-кто предусмотрительно прихватил с собой термос с чаем и пакет с бутербродами. Плюс рядом - фудтрак с бургерами. "Олл инклюзив", - шутит очередь. Значительная часть тех, кто стремится попасть к менеджерам Turkish Airlines, - жители России. Никита Семыкин, московский репетитор: "Еще вчера я бы подумал, что это сон - очередь в авиакассу! - удивляется он. - По-моему, такого не было даже в начале 2000-х".
Сейчас это новая реальность и у Никиты, и у стоящей на три позиции дальше компании веселых друзей - у одного из них в Турции собственная квартира! Уверяют, что дешевле московской. "Я работаю в сфере веб-дизайна, - объясняет "стамбулец" Федор. - Удаленка, в общем! Хотел весной съездить, не получилось - билетов не купить через интернет". Дело в том, что карты VISA и MasterCard российских банков не обслуживаются на сайте иностранной компании, как и "Мир".
Что ж, постоять - не вопрос. Был бы от этого толк. В офис пускают одновременно лишь по несколько человек. Так что даже в "предбаннике" не погреться, приходится быть все время на холоде. А путь до кассы Turkish Airlines едва ли не такой же по времени, как до самой Турции - среднее время ожидания от 1,5 до 2 часов. Очередь хотя и расстраивается, но не исчезает. Какой бы ни была геополитическая обстановка, летать люди все равно хотят. И за ценой не стоят! На наших глазах из офиса выходили счастливчики, купившие билет в одну сторону за 50 тыс. рублей. Признаются, что все зависит от даты вылета: чем она ближе, тем билет дороже. А ведь многие еще помнят времена, когда за 50 тыс. можно было купить горящий тур на 5 дней по принципу "все включено"!
А если не Турция?
Куда еще можно попытаться улететь из Москвы кроме как в Турцию:
Абхазия - билеты туда и обратно от 5 тыс. руб., но только до Сочи. Оттуда - через границу либо поездом, либо на автомобиле или автобусе.
Армения - множество вариантов для вылета, билеты в обе стороны обойдутся от 43,3 тыс. руб.
Азербайджан - придется искать стыковочные рейсы, в основном через Минск или Дубай. Цена билетов туда и обратно - от 80 тыс. руб.
Бахрейн - в теории долететь можно, но на практике почти нет вариантов даже со стыковками. Минимальная сумма - как при перелете в Азербайджан.
Белоруссия - самое простое и бюджетное направление. Прямые рейсы в оба конца - от 15 тыс. руб.
Венесуэла - сюда можно добраться. Теоретически. Пару раз в месяц есть прямые рейсы из Москвы, но цена вопроса - больше 1100 долларов. Есть еще стыковочные варианты, но там цены вообще космос.
Грузия - прямых рейсов нет, в основном с двумя стыковками, и - от 75 тыс. руб.
Египет - с чартерными рейсами сейчас беда, поэтому если и лететь, то только "дикарем" и по цене от 119 тыс. руб. с человека.
Израиль - тут тоже надо искать стыковки и примерно по той же цене, что и в случае с Египтом.
Казахстан - рейсов пока почти нет, цены - от 116 тыс. руб.
Катар - есть прямые рейсы, но придется отдать более 230 тыс. руб.
Кыргызстан - в разные города республики летают и "Уральские авиалинии", и национальный перевозчик. От 45 тыс. руб.
Мальдивы - стыковочные рейсы в ассортименте от 127 тыс. руб.
Марокко, ОАЭ, Таджикистан, Таиланд, Шри-Ланка, Узбекистан и Сербия - последние варианты, но билетов почти не достать.