23.03.2022 16:01
Общество

На Урале начали со школы готовить будущих глав муниципалитетов

Текст:  Анна Шиллер (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №63 (8711)
Как остановить отток молодежи из глубинки? С одной стороны, нужна развитая социальная инфраструктура и гарантированные рабочие места, ну а с другой - возможность им, молодым, влиять на происходящее.Преподаватели Уральского института управления - филиала РАНХиГС обучают педагогов и школьников разработке и реализации проектов, улучшающих жизнь в родном городе. Директор института Руслан Долженко рассказал "РГ", что необходимо для комплексной подготовки управленцев и как сформировать кадровый резерв для территорий.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Высшее образование активно меняется, университеты включают в подготовку студентов современные технологии, но не всегда понятно главное: какова цель этих перемен?

Руслан Долженко: Система образования действительно ищет себя, а точнее, новое наполнение. При этом трансформируются даже главные ее миссии. Первая, как известно, обучение, вторая - научные исследования, ну а третья? Долгое время считалось, что университеты должны готовить предпринимателей. Сейчас мы видим третью миссию иначе - вуз должен способствовать социально-экономическому развитию региона.

Для филиала РАНХиГС главным заказчиком образовательных услуг выступает территория, поэтому наша миссия - развитие малой родины и передача системы ценностей. Именно поэтому мы пошли в муниципалитеты, за 2,5 года выстроили тесные отношения с десятками из них. В глубинке главная проблема - люди оттуда уезжают. Чтобы остановить отток, нужно чем-то увлечь молодежь, показать ей перспективы. Для этого мы запустили серию образовательных программ под общим названием "Комплексное развитие территории" (КРТ). Системно работаем с группами подростков и взрослых в рамках федерального проекта "Приоритет-2030". Вы знаете, аббревиатура КРТ используется и в других сферах, но у нас она имеет свое авторское наполнение и связана с образовательной средой и проектированием новой жизни на местах с опорой на детские и молодежные инициативы.

В чем суть вашей программы?

Руслан Долженко: Это целый комплекс решений. Сначала наши специалисты обучают педагогов местных школ, а затем вместе с ними создают условия, чтобы дети могли придумать и осуществить свои проекты. Идеи отрабатываются самые разные: от организации музея до выпуска косметики из местной целебной глины, от создания приюта для животных до виртуальной карты движения общественного транспорта. Ребята хорошо знают особенности территории и остро чувствуют потребности земляков. Опираясь на это, мы развиваем у них проектное мышление. Но - важное уточнение - все проекты замирают, когда ты перестаешь обращать на них внимание: нужна комплексная система их поддержки, доведения до осязаемого результата.

Как влияет на качество образования школьников удаленное обучение

Поэтому дополнительно в течение года мы организуем для школьников проектные смены, открываем в городах управленческие и предпринимательские классы, проводим регулярные форсайт-сессии. Наш запускающий форсайт - это двухдневное мероприятие, на которое приглашаем учителей, школьников, их родителей, руководителей предприятий и муниципалитета: все вместе они размышляют о будущем своего города или поселка. Первый день обычно заканчивается внутренним дискомфортом, осознанием: если ничего не менять, ничего и не будет, а менять сложно, невозможно… Но утром человек просыпается и начинает составлять план, стратегию развития. Форсайт - это вспышка, которая помогает увидеть новые возможности, но главное - дает импульс к воплощению идей. Важно вовлечь ребят в жизнь территории: они начинают видеть ее скрытые ресурсы, затем налаживают коммуникацию с местным сообществом, начинают анализировать действия властей. Наша задача - встроить инициативы детей в стратегию развития муниципалитета, ведь если школьник предложил один из ее пунктов, то дальше ему хочется участвовать в реализации, внести вклад в развитие родного края.

Местные власти и городские сообщества готовы к такому сотрудничеству?

Руслан Долженко: Обычно мы приезжаем в городской округ, посещаем администрацию, предприятия, спрашиваем, чем можем помочь территории. Как правило, отклик есть. Например, в Сухом Логу мы договорились о взаимодействии, затем глава города Роман Валов приехал к нам в институт - час зажигательного выступления перед студентами. Потом мы провели для местных школьников смену в "Золотом сечении", где ребята даже написали собственный вариант стратегии развития города. Скоро откроем управленческий класс.

Я вижу, что главы понимают ценность образования как инвестиции в детей, которые, возможно, после вуза вернутся на родину и придут к ним работать. Хороший опыт сотрудничества у нас с администрациями Краснотурьинска, Полевского, Каменска-Уральского, Асбеста, Богдановича, Ирбита и многих других муниципальных образований.

А каков эффект для института? Многие ли из ребят с горящими глазами поступают затем в РАНХиГС?

Руслан Долженко: Оценивать результат пока рано - он сложный и пролонгированный. Например, два года назад мы начали сотрудничество с Краснотурьинском, по запросу главы Александра Устинова провели с нашим ключевым партнером Фондом "Золотое сечение" смену для талантливых детей, и сразу после этого в РАНХиГС поступило несколько выпускников школ этого города. Таких территорий все больше, масштаб вовлечения детей растет. Поэтому ждем мотивированных абитуриентов. Не обязательно, что они в стенах вуза продолжат работу над теми же проектами, которые начали в школе, возможности у ребят широкие. Но совершенно точно - это будут очень активные студенты.

Если школьник предложил один из пунктов стратегии, то ему захочется участвовать и в ее воплощении, внести вклад в развитие родного края

Наша миссия - вести ребят со школы до вуза и помочь им сформировать такую систему ценностей, чтобы потом они вернулись в муниципалитеты с намерением развивать и улучшать территорию. Спустя несколько лет хорошо бы посчитать, сколько городов возглавят наши выпускники. Я убежден, что любая деятельность должна быть целеориентированной: если ты выбрал для обучения специальность "государственное и муниципальное управление", то должен потом пойти на госслужбу. Мы сами для себя начали оценивать показатель трудоустройства по специальности, и он растет каждый год. Впрочем, те навыки, которые мы даем нашим студентам, пригодятся не только чиновнику, но и управленцу в любой сфере - это целеустремленность, умение налаживать связи с другими людьми, гибкость и скорость мышления, быстрая адаптация к изменениям.

Увы, заканчивая школу, подростки далеко не всегда четко знают, кем хотят быть.

Руслан Долженко: Как раз для того, чтобы сделать выбор более осознанным, мы вводим многопрофильный бакалавриат. Это первый такой опыт на Урале и третий - среди филиалов РАНХиГС. В этом году в нем будет 125 мест, из них 45 бюджетных.

Первые два года студенты будут учиться в общем потоке, цель - дать им качественные базовые знания и привить критическое мышление, а также помочь определиться с дальнейшим выбором. И только после второго курса начнется специализация. Пока мы выбрали пять основных направлений: умный город, экосистема, молодежная политика, инвестирование в развитие муниципалитета и медиакоммуникации в органах власти и бизнесе. К образовательным программам студент может добавить факультативные курсы - все это будет отражено в его дипломе.

Возможно ли России отказаться от Болонской системы высшего образования

Иногда родители не понимают: как это так - ребенок поступает на непонятную пока специальность, неизвестно, кем он в итоге будет. Не стоит этого бояться и торопить человека с выбором, а тем более делать этот выбор за него.Главное - дать ему время для осознанного решения, и он будет обладать нужными для успешной жизни навыками.

Обучение в РАНХиГС ориентировано на запросы рынка труда?

Руслан Долженко: Мы стремимся быть адекватными рынку, в частности, те же форсайт-сессии нацелены в числе прочего на изучение потребностей территорий в кадрах. Тесно работаем с региональным департаментом по труду и занятости. Кроме того, конечно, изучаем востребованные направления с помощью аналитических обзоров, одна из "настольных книг" у нас - атлас новых профессий. В результате в программе бакалавриата появилось, например, направление по изучению экосистем, а в будущем, учитывая актуальность ESG-повестки и темы экологии, мы дополним перечень специальностью "техносферная безопасность".

Сегодня обучение в вузах становится все более практикоориентированным. Это касается и вашего института?

Руслан Долженко: Безусловно, ведь первая миссия вузов - обучение - тоже меняется. Развитие обеспечивают не просто знания, а их практическое применение, а значит, высшая школа должна давать прикладное образование, в том числе через разработку проектов. Убежден: необходимо уходить от традиционного прослушивания лекций в формат тренингов, мастер-классов, стратегических сессий, проектной деятельности и т. д. Кстати, вторая миссия - наука - тоже уходит от не очень нужных для страны статей в сторону прикладных, практикоориентированных исследований по заказам государства и бизнеса.

Все более актуальной становится и индивидуализация обучения. Здесь большой плюс нашего института - некая камерность: у нас всего 2500 студентов, что позволяет уделить внимание каждому: понять их интересы, узнать, чем они занимались до поступления, и сформировать программу с учетом всех особенностей. Есть ребята, которые совмещают учебу и работу. Мы идем им навстречу, составляем индивидуальные учебные планы. Но все же я за то, чтобы работать начинали с 3-го, а лучше с 4 курса, а в первые два года все внимание уделяли учебе.

В России стартовала школьная олимпиада по информатике
Свердловская область Урал и Западная Сибирь Образование