Вписаться по габаритам
Восемь системных проблем отнесли к федеральной компетенции. Среди них доначисление предприятиям горной отрасли налога на добычу полезных ископаемых. Несколько лет назад ФНС стала облагать им не добытый камень, как прежде, а щебень, который значительно дороже, что увеличило размер налога. Попытки решить вопрос в судах показали, насколько неоднозначна ситуация: одни инстанции признали правоту налоговиков, другие заняли сторону пользователей недр. Как подчеркивают в аппарате бизнес-омбудсмена, причина - пересмотр правоприменительной практики без изменения налогового законодательства, и предлагают устранить возникшую двусмысленность. Тем более что она влияет и на выполнение нацпроектов: предприниматели, чтобы компенсировать издержки, поднимают цены на щебень для строительной индустрии и дорожников.
- Но сегодня лед, кажется, тронулся, - обнадеживает уполномоченный Александр Гончаров. - Министерство промышленности и торговли РФ поддержало нашу позицию, обратилось за разъяснениями к минфину.
За рамки регионального регулирования выходят и случаи, связанные с использованием автоматических комплексов весогабаритного контроля. Они начали действовать на дорогах страны в 2021 году, однако из-за несовершенства методик пострадали грузоперевозки. Основная масса штрафов, минимальный порог которых - 150 тысяч рублей, связана с превышением фиксируемых габаритов машин на несколько сантиметров. Причина же в том, что автоматика не учитывает "физику": на скорости встречный поток раздувает тент большегруза, заставляя электронику выдавать некорректные данные. Жалобы предпринимателей побудили уполномоченного обратиться в надзорный орган.
- Результаты проверки подтвердили наши заключения, - констатирует замруководителя аппарата бизнес-омбудсмена Ольга Казакова. - В министерство дорожного хозяйства внесено представление. Оно рассмотрено, взято в работу, а комплексы автоматического контроля переведены в тестовый режим.
Точку в деле, однако, может поставить лишь корректировка Кодекса об административных правонарушениях. Защитники бизнеса предлагают отменить штрафы, если нормативные габариты машин превышены не более чем на 10 сантиметров.
Не ясны до сих пор и методики начисления платы при аренде земельных участков под нестационарными торговыми объектами. Одни муниципалитеты сами готовят экономическое обоснование, другие заказывают сторонним организациям, в итоге разброс цифр огромный. В качестве базового коэффициента для расчета арендной платы служат средние значения кадастровой стоимости земли, но в течение одного лишь 2021 года они менялись несколько раз, соответственно, поднималась плата. В итоге коммерсанты заключали договоры, ориентируясь на одни затраты, а понесли другие. Кроме того, завышались и коэффициенты: известны случаи, когда после судебных разбирательств их снижали в 5 раз. Здесь также необходима корректировка федерального законодательства, позволяющая прийти к однозначному толкованию и разработать универсальную формулу, учитывающую все факторы.
Аграрии задают вектор
Сельское хозяйство стало одним из столпов региональной экономики, поэтому тоже в центре внимания. Один из проблемных вопросов - выплата аграриям субсидии на приобретение ГСМ. Предлагается поднять планку до 500 и более рублей на один гектар посевной площади. Способствовать этому, по мнению первого замминистра сельского хозяйства региона Александра Завалищина, может перераспределение средств.
- Мы обращались в Совет Федерации, Госдуму, чтобы нам отдали акциз на топливо, используемое для сельхозработ, - поясняет он. - Этот акциз - источник средств дорожного фонда, но селяне на тяжелой технике по дорогам общего пользования не ездят, полотно не разрушают. Если бы такое решение приняли на федеральном уровне, это помогло бы аграриям за год получить 1,5-2 миллиарда рублей, при том что топливо покупаем не менее чем на 10 миллиардов.
Актуальным признают в экспертном совете и укрепление материально-технической базы сельских кооперативов. Федеральные ресурсы для этого предусматриваются, но у получателей сложился негативный опыт: до 2019 года такие целевые средства выделялись, однако из-за жестких условий деньги приходилось возвращать. Теперь предлагается стимулировать создание новых кооперативов с помощью грантов.
На повестке также снижение налоговой нагрузки для коммерсантов, работающих на отдаленных и труднодоступных территориях - жизнеобеспечение глубинки порой держится именно на них.
- Деятельность эта носит социальный характер, не всегда даже связана с извлечением прибыли, - подчеркивает Александр Гончаров.
Киловатт дороговат
Решение 12 системных проблем эксперты отнесли к компетенции области. В их числе длительные сроки присоединения к инженерным сетям. Ускорить процедуру позволит создание единой электронной площадки - такой опыт уже есть в некоторых городах.
Сдерживают активность МСП и высокие тарифы на электроэнергию. Выход общественники видят в их субсидировании областным бюджетом, что в итоге снизит и стоимость производимых товаров, услуг. Общественный представитель бизнес-омбудсмена Игорь Степанов предлагает умерить аппетиты монополистов, законодательно запретив им взимать предоплату за электроэнергию.
Оценили эксперты и начисление самозанятым платы за услугу по обращению с ТКО по тарифам юридических лиц.
- У последних больше выручка, иные возможности и штат. Законодательство это не учитывает, но несправедливость нужно устранить, - считает общественный представитель бизнес-омбудсмена Илья Таболин.
Инструментом будет среда
- Ограничения, связанные с пандемией, показали, что даже в сложных условиях можно сохранять потенциал экономики. Но при этом важно, чтобы спонтанные решения не тормозили бизнес, - говорит директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко.
Среди небесспорных новаций - планы ареста имущества фискальными органами на стадии налоговой проверки, а не по решению суда. Маркировка товаров тоже не приободрила бизнес: лишь два процента коммерсантов, по данным опроса, свидетельствуют, что она привела к росту их конкурентоспособности на фоне теневого сектора, 35 процентов никак не затронула, а 51 вынужден поднять цены.
Между тем ситуация сейчас мобилизационная. Согласно тем же опросам, деловое сообщество с надеждой восприняло сигнал государства, готового ответить на санкционное давление повышением свободы предпринимательства внутри страны. Нет сейчас другой силы, которая обеспечила бы прогресс в экономике. Значит, необходима прозрачная, предсказуемая среда, которая стимулирует рост.