Президент Всероссийской полицейской ассоциации генерал-лейтенант Юрий Жданов рассказал, что можно ожидать от новой волны миграции.
Юрий Николаевич, какова была миграционная ситуация в России до начала специальной военной операции?
Юрий Жданов: По данным ГУ по вопросам миграции МВД России, за январь 2022 г. осуществлено 958 306 постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. А всего же на 1 января 2022 г. - по итогам 12 месяцев прошлого года - 13 392 897 таких постановок, в т.ч. из Украины 700 тыс. человек. 70% всех прибывших в Россию - трудовые мигранты. В результате упрощения процедуры приобретения гражданства нашими соотечественниками российские паспорта получили 730 тыс. человек.
Рост количества мигрантов влияет на уровень преступности?
Юрий Жданов: К сожалению, да. В 2021 году был зафиксирован 25-процентный прирост незаконной миграции и 6-процентный прирост преступности иностранных граждан. Была пресечена деятельность 250 организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу. И это несмотря на спад общего количества преступлений. По данным МВД России, только за январь этого года иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 3 тыс. преступлений.
Тем не менее сколько Россия готова принять трудовых мигрантов?
Юрий Жданов: В связи с оптимизацией миграционного режима на территории России прогнозировалось увеличение миграционного потока в 2022 году до 14-15 млн человек. Сразу оговорюсь: это - без учета беженцев с Украины.
Прибытие беженцев из ДНР и ЛНР в ТулуА до Специальной военной операции сколько у нас проживало граждан Украины?
Юрий Жданов: По экспертным оценкам - более 2 млн человек.
Какое количество беженцев с Украины мы можем ожидать сейчас?
Юрий Жданов: Обстановка, а значит, и цифры меняются ежедневно, потому точные прогнозы делать сложно. Скажу так. Западные эксперты прогнозируют, что в Россию могут прибыть до 1 млн беженцев с Украины.
Беженцы из Мариуполя прибыли в ЯрославльЭто может повлиять на криминогенную обстановку?
Юрий Жданов: Прибывающие с Украины в целом не представляют угроз общественному порядку, хотя могут вызвать некоторую напряженность в миграционной среде или стать объектом провокационных действий, преступлений, в частности мошеннических схем. Например, при оформлении документов, получении пособий.
Есть и другие риски. В Россию с Украины могут проникать террористы, в т.ч. женщины. Ситуация там создает удобные условия для усиления подрывной деятельности зарубежных кураторов, активизации в России дремлющих и создания новых экстремистских ячеек, что требует адекватного реагирования российскими правоохранительными органами.
Паломничество беженцев из Донбасса в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырьА сколько вообще может быть беженцев с Украины, включая Европу?
Юрий Жданов: По прогнозам ЕС - до 4 млн. Что, на мой взгляд, сильно завышено в сравнении с данными ООН. Опять же, по мнению ЕС, военные действия затронут 18 млн украинцев.
Но переварит ли Европа столько беженцев?
Юрий Жданов: Не уверен. Прием западными странами беженцев с Украины не будет бесконечным и бесконтрольным. После миграционного кризиса в 2014-2015 гг. страны - члены ЕС болезненно относятся к вопросу приема мигрантов и особенно трудно договариваются по вопросу их количественного распределения между европейскими странами. Следует ожидать, что из 4 млн беженцев с Украины ЕС относительно безболезненно пропустит к себе 2-3 млн и более 1 млн могут принять другие страны.
Сколько украинцев уехали в Европу на сегодня?
Юрий Жданов: По данным ООН - 2,5 млн. Могу сказать про Польшу. Согласно последним данным ее погранохраны, с 24 февраля туда с Украины приехали 1,546 млн человек. 200 тыс. приняла Варшава, больше уже не может. Для 2-миллионной Варшавы 200 тыс. - это 10% всех жителей. Город уже потратил на помощь беженцам 14 млн злотых (3,2 млн долларов. - Ред.) из резерва на случай кризисных ситуаций. И это притом что годовой бюджет этого резерва составляет 19 млн злотых. Сложная ситуация также в Кракове, где уже размещены 100 тыс. украинцев.