Весьма популярным вазовским мотором сегодня является агрегат ВАЗ-11189, ведущий родословную от ВАЗ-11186, который долгое время устанавливали на семейство Granta и Kalina, а также "легковушек" Datsun, а затем адаптировали под эконормы Евро 5 и дали новый индекс.
Чугунный рядный блок с двумя клапанами на цилиндр - сама простота, и соответственно ремонтопригодность. Также здесь применены облегченная шатунно-поршневая группа и особо прочный ременный привод от компании Gates c автоматическим натяжителем.
Огромным шагом вперед в модернизации "восьмиклапанника" стало внедрение в 2018 году так называемых "безвтыковых" поршней (в случае обрыва ремня ГРМ поршни не встретятся с клапанами). Такой 1,6-литровый мотор с отдачей 87 л.с. уже хорошо зарекомендовал себя под капотом Lada Largus, где заменил французский 84-сильный агрегат К7М.
Этот двигатель по праву относится к конструктивно простым. К минусам же можно отнести отсутствие гидрокомпенсаторов, из-за чего владельцам приходится периодически производить регулировку зазоров клапанов. АвтоВАЗ оценивает ресурс своего "атмосферника" на уровне 190-220 тыс. километров пробега. Однако зачастую мотор выхаживает 250-300 тыс. км.
Фактически ВАЗ-21129 - это серьезно модернизированный агрегат ВАЗ-21127, который устанавливался на Lada Kalina и Granta. Впервые этот 16-клапанный 106-сильный мотор появился на семействе Lada Vesta в 2015 году, а затем его стали устанавливать также на Xray и Largus.
В списке главных достоинств этого агрегата - "долгоиграющий" чугунный блок цилиндров, который несложно и недорого расточить под ремонтный размер. Также здесь имеются гидрокомпенсаторы в приводе клапанов, что позволяет не лезть в двигатель до капремонта.
Привод распределительных валов осуществляется зубчатым ремнем с автоматическим натяжителем. При этом ресурс заводских ремней - 180 000 км. Уточним, что с 2018 года на этот агрегат устанавливают "безтыковые" поршни, исключающие встречу клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ. Иными словами, современная итерация мотора ВАЗ-21129 - проста по конструкции и недорога в обслуживании и ремонте. Также такой мотор отличается большим ресурсом - порядка 250 тыс. км.
Это флагманский двигатель АвтоВАЗа имеет рабочий объем, увеличенный с 1,6 л до 1,8 л - за счет максимально возможного хода поршня 84 мм. Это также первый из вазовских моторов, где используется фазовращатель на впускном распределительном валу, что вкупе с другими техническими ухищрениями позволило снять с мотора 122 л.с. и пиковую тягу 170 Нм.
Увы, есть и ахиллесова пята - в отличие от родственного (донорского) мотора объемом 1,6 л этот агрегат втыковой - при обрыве ремня ГРМ поршни встретятся с клапанами. Однако для усиления надежности привода ГРМ мотор комплектуется импортным и надежным насосом охлаждающей жидкости (помпой).
При этом для замены ремня ГРМ потребуется разобрать едва ли не полмотора и использовать специальное оборудование. Отметим, что с мотором ВАЗ-21179 на семействе Vesta сочетается исключительно механическая коробка передач Renault JR5 высокой надежности. Ресурс двигателя по данным завода составляет 200 тыс.км. Однако, если верить отчетам реальных пользователей, агрегат выхаживает до капремонта 300 тыс. и больше километров.
Нельзя сбрасывать со счетов также французские силовые агрегаты, которыми не так давно комплектовалось семейство Lada Largus. Пальму первенства здесь держит 1,6-литровый 8-клапанный 84-сильный двигатель Renault K7M с впечатляющим средним ресурсом 400 000 км.
Такой мотор устанавливали на "Ларгусы" на АвтоВАЗе вплоть до 2016 года, пока "француза" не сменил отечественный 87-сильный ВАЗ-11189. Несмотря на устаревшую конструкцию с коромыслами и системой привода масляного насоса от еще нижневальных моторов этот агрегат имеет массу достоинств. В частности - он устойчив к перегреву, для него имеется огромный выбор запчастей и он идеален для гаражного ремонта. Неудивительно, что за Largus с таким моторов, равно как за родственными Renault Logan c этим же агрегатом идет охота на "вторичке".
Еще один "долгоиграющий" "француз", Renault K4M, изначально предлагался в исполнении 105 л.с., а с 2016 года после перехода под Евро 5, был дефорсирован до 102 сил.
До 2017 года носителем этого агрегата был Lada Largus, пока французский мотор был заменен под капотом обрусевшего универсала отечественным 106-сильным 1,6-литровым "шестнадцатиклапанником" ВАЗ-21129.
Шестнадцатиклапанный же Renault K4M оснащен гидрокомпенсаторами, что избавляет владельцев от необходимости периодической регулировки зазоров в клапанном механизме. В плюсы записываем ремонтопригодный чугунный блок, а в минусы - "втыковость", грозящую загибом клапанов при разрыве ремня ГРМ. Последний, впрочем, надежен, и его рекомендуется менять каждые 120 тыс. км пробега. Общий же ресурс французского агрегата заявлен на уровне 250 тысяч км, но по факту от доходит до 350-400 тыс. км. Из минусов отметим неэкономичность и дорогие запчасти.