Марьяна Михайловна, родители дошколят ищут лучшие школы буквально круглый год. На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Марьяна Безруких: Прежде всего - на самого ребенка. Искать школу для него, а не для себя, как, увы, бывает сегодня часто. Родители гонятся за рейтингами и готовы возить ребенка до школы через весь город, забирая у него драгоценный час сна. Или прогулки и отдыха - на обратном пути. А это - детское здоровье. Для первоклассников предпочтительна школа во дворе.
Здоровье ребенка - первое, что надо учитывать, выбирая школу. Смотреть учебную нагрузку, программы. Например, школа работает по программе "Эффективная школа", где за первый год проходят материал 1 и 2 класса. Нагрузка и обучение очень интенсивные. А у вас ребенок часто болеет: три дня в школе, десять - дома. Какая уж тут интенсивная программа. И, между прочим, во время болезни с ребенком заниматься вообще не рекомендуется, даже если кажется, что ребенок уже идет на поправку. Толку от таких занятий - чуть.
Или родители выбирают школу полного дня, где дети находятся с 8 утра до 7 вечера. А у ребенка слабая нервная система, для него это невозможная ситуация. Ему после уроков нужно домой - в тишину.
Если малыш умеет читать и писать, значит, пора в школу? Даже если еще нет семи лет?
Марьяна Безруких: Это совсем не главный фактор, по которому определяется готовность ребенка к школе. Часто родители думают: "мы уже все умеем, надо скорее в школу, иначе потом будет скучно". Но интерес ребенка к учебе зависит не столько от того, что он уже знает или умеет, сколько от того, как устроен учебный процесс и как работает с детьми учитель. Любой ребенок, как бы много он не знал, найдет, чему учиться, если его заинтересовать.
Кстати, есть дети с блестящим интеллектом, очень одаренные, но при этом совершенно не умеющие общаться, различать эмоции. Выбирая школу для них, нужно учесть эти особенности.
Многие родители считают, что залог хорошей учебы - строгий учитель. Это так?
Марьяна Безруких: Бескомпромиссного, строгого учителя, цейтнот, высокие требования психологически и физически могут выдержать только 15 процентов первоклассников.
Нужны ли собеседования перед первым классом? Что можно спрашивать?
Марьяна Безруких: В идеале такие собеседования только на пользу. Они позволяют увидеть развитие ребенка со всех сторон. Если это сделано квалифицированно, то в будущем может стать основой индивидуального подхода к ребенку. И дело тут не в том, что спрашивать, а как. Никаких тестовых форматов. Собеседование должен проводить хорошо подготовленный педагог или психолог. За 10-15 минут нужно увидеть живые реакции детей на разные ситуации, понять, как они думают, услышать их аргументацию, а не просто "ответ номер 2". Есть такое задание - "четвертый лишний". Ребенку показывают четыре рисунка и просят сказать, какой из них - лишний, не подходит к остальным. На картинке три домашних животных и одно дикое. В вопросе нет уточнения: по какому критерию определять "лишнее"? Ребенок разделил животных по длине хвоста: лишний тот, у кого самый короткий хвост. И вот тут внимание: как правило, такой ответ считают неверным. Но если с ребенком работают профессионалы, для них это отличный способ узнать ребенка.
Что больше всего волнует малышей в первом классе?
Марьяна Безруких: Мы изучали, как реагирует организм ребенка на обычные занятия в первом классе. Регистрировали сердечный ритм с помощью телеметрических датчиков. Ребята писали, отвечали - шел обычный урок. Но деятельность сердца по степени напряжения можно было сравнить с состоянием космонавта в невесомости! Индекс напряжения сердечно-сосудистой системы просто зашкаливал. Максимальное напряжение - в момент, когда учитель готовится сообщить результаты самостоятельной работы или когда делает замечание. Причем замечание делается одному, а реагируют - все. Поэтому всегда надо помнить: первый класс для маленького человека - колоссальное напряжение. И адаптация длится не пару недель, а несколько месяцев.
А что, если "началке" приходится уходить на дистанционное обучение?
Марьяна Безруких: Дистант, конечно, не для начальной школы. Обучение чтению и письму требует педагога рядом. Но если уж в первые школьные месяцы приходится уходить на удаленку, то дома у экрана вместе с ребенком совершенно точно должен находиться взрослый, который получил консультацию у учителя. Родители могут попросить учителя устроить групповой ликбез. Время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 15 минут.