На практике, однако, если уже дошло до военного столкновения, у дипломатических усилий есть четкая граница. Они становятся продуктивными только тогда, когда стороны конфликта приходят к выводу: методами вооруженных сил добиться большего не получится, а издержки превышают допустимую норму. Вот тогда переговоры обретают реальное содержание и стремление зафиксировать статус-кво. Это не исключает продолжения столкновений на поле боя - для текущего улучшения переговорных позиций. Но цель - противостояние завершить.
Вышесказанное не значит, что дипломатические контакты до наступления продуктивной фазы бесполезны. Выработка, как на своем чудо-языке говорят дипломаты, "модальностей" - дело необходимое как подготовка как раз таки к финальному этапу. То есть прояснение военной ситуации позволяет начать применять то, что наработано до этого. Так что плоды интенсивной работы российской и украинской делегаций, на которую сейчас без преувеличения обращены взоры всего мира, будут востребованы, хотя и не немедленно.
В Стамбуле прошли российско-украинские переговорыПомимо урегулирования вооруженного конфликта у дипломатии периода крупных международных кризисов есть и другая функция. Вовлеченные стороны активно работают над тем, чтобы заручиться одобрением либо как минимум нейтралитетом остальных важных игроков. Для России, оказавшейся под очень сильным внешним давлением, эта дипломатическая функция первоочередная. Как показывает относительно недавняя история (например, Карибский кризис, к которому сейчас часто обращаются), дипломаты не всегда в курсе полного масштаба замысла руководства страны. Тем не менее их профессия подразумевает нахождение подходящих аргументов даже тогда, когда полная картина не ясна. И мастера дипломатического искусства с этим справляются.
В новой международной ситуации, сложившейся вокруг России, дипломатии необходимо перераспределение ресурсов на незападные направления - тратить силы и время на Европу и США стоит очень выборочно. Нормальных связей даже в понимании холодной войны там долго не ожидается, размежевание носит взаимный и принципиальный характер. Через некоторое время восстановятся какие-то контакты, нужные обеим сторонам, но в целом это теперь окончательно антагонистические отношения, на которых будет строиться и политическая идентичность. Признаем честно, необходимость поддержания отношений другого характера давно тяготило и Россию, и ее западных собеседников, раздражение друг другом достигло высокого уровня вследствие многих событий последних десятилетий.
А что дипломатия с другой стороны? Для США и их союзников на данный момент нет более важной задачи, чем добиться максимальной изоляции России и нанести ее экономике наибольший ущерб. Это значит, что объектом и их дипломатического воздействия становятся страны, принципиально важные для Москвы. Прежде всего крупнейшие экономики Азии - Китай и Индия.
Здесь проявляется довольно интересный феномен. Учитывая значимость для Соединенных Штатов позиции именно этих держав (а без их поддержки блокады России, действительно, не организовать), было бы естественно ожидать заманчивых предложений в их адрес. Тем более что Америка, без сомнения, имеет что предложить и в экономической, и в политической сфере. Однако тактика выбрана другая - нажим, моральные укоры, требования немедленно вернуться на "правильную сторону истории", в противном случае - грозят "последствия", придется "заплатить цену".
Подобный подход удивителен с двух точек зрения. Во-первых, страны калибра КНР или Индии давлению вообще-то не поддаются - просто из принципа и самоуважения. Так что психологический эффект скорее обратный. Во-вторых, ситуация в мире сейчас не просто нестабильная, а, что называется, пороговая. Вольно или невольно, но Россия поставила ребром вопрос о доминировании Соединенных Штатов и Запада в мировых делах. И, судя по беспрецедентной реакции, в Вашингтоне это хорошо понимают, чувствуя свою уязвимость. Так что привлечение на свою сторону гигантов не-Запада тем более важно, чтобы качнуть равновесие обратно. Однако вместо пряника предпочтение отдается кнуту.
Американская дипломатия вообще изменилась за последние пару десятилетий. Можно вспомнить ее работу, например, в 1990 году, когда Вашингтон готовил "Бурю в пустыне" для освобождения Кувейта, либо подготовку к свержению талибов в 2001-м. Тогда Соединенные Штаты не просто действовали чрезвычайно активно, но и применяли весь арсенал - от запугивания до посулов и сделок. Эффект был весьма впечатляющим по части мобилизации поддержки. Сейчас такого не наблюдается. Справедливости ради заметим, что иногда звучат и предложения "заинтересовать". Но не в отношении Китая. Пекин официально даже сейчас, на фоне антироссийской кампании, считается главным противником, ему коврижки не положены. А в этой ситуации обеспечить единый антироссийский фронт будет непросто.