31.03.2022 05:05
Якутия

Как новые правила помогут развитию малой авиации в Якутии

Текст:  Нинель Гусева
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №69 (8717)
Росавиация утвердила федеральные авиационные правила №10, которые упрощают требования к компаниям, выполняющим коммерческие перевозки. Это позволит малой авиации Якутии встать на крыло.
/ Мария Васильева
Читать на сайте RG.RU

Площадки, самолеты или пилоты?

Региону площадью в три миллиона квадратных километров строительство дорог и мостов влетает в копеечку. Оптимальным решением могло бы стать использование небольших самолетов как "авиатакси", но этому мешает целый клубок проблем, который много лет не удавалось распутать.

В советские годы почти все населенные пункты на Крайнем Севере связывали друг с другом около 130 самолетов Ан-2. Сейчас на всю Якутию их осталось чуть больше 30, но они устарели морально и физически. Сейчас, по сравнению с 1989 годом, мобильность якутян на внутрирайонных перевозках сократилась в 25 раз.

- Пилотов на Ан-2 уже нигде не готовят, можно только переучиться, - говорит председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин. - Сейчас на "кукурузниках" летают специалисты предпенсионного возраста, а молодежь не очень-то рвется на их место. Да и самолетов, которые могли бы прийти на смену легенде советского авиапрома, практически нет.

Все надежды связаны с ЛМС-901 "Байкал", который совершил свой первый полет 30 января 2022 года. К его серийному производству должны приступить через год, однако первые самолеты отойдут Дальневосточной авиакомпании. Она будет осуществлять межрегиональные и внутрирегиональные рейсы, но не полеты из отдаленных сел в райцентры.

В регионах СЗФО возродят малую авиацию

По данным Росавиации на январь 2022 года, в Якутии 160 авиаплощадок. На 90 из них выполняются социально значимые рейсы, однако всем требованиям соответствуют лишь 11. Остальные надо доводить до ума - устанавливать светосигнальное оборудование, выравнивать ВПП. Отвечают за их содержание муниципалитеты, но денег на эти цели из федерального бюджета они не получают.

Отделить "боинги" от "кукурузников"

Действующее законодательство не учитывает ряд моментов. Воздушный кодекс РФ не делит авиацию на большую и малую. Однако между "боингами" и "кукурузниками" большая разница: начиная от взлетной массы и пассажировместимости, заканчивая необходимостью в полноценных аэродромах. Стоимость перевозки пассажиров и груза малой авиацией только из-за особенностей налогообложения ИП или ООО может быть на 18 процентов дешевле.

- В год республика тратит на санрейсы больше миллиарда рублей, - говорит депутат Ил Тумэна Виктор Федоров. - Их выполняют на Ми-8, час полета которого стоит 450 тысяч рублей. Вертолет, рассчитанный на три тонны груза, везет одного больного и врача. С малой авиацией затраты будут в пять-десять раз меньше.

Сейчас, по сравнению с 1989 годом, мобильность якутян на внутрирайонных перевозках сократилась в 25 раз

Несмотря на сложности в Якутии есть те, кто готов поднимать отрасль. В марте 2022 года сертификат эксплуатанта от Росавиации получила компания "Лидер". Парк воздушных судов предприятия, которое базируется в Тикси, состоит из девяти вертолетов Ми-8Т.

- Займемся срочными грузоперевозками для компаний, работающих в Арктике. Будем доставлять продукты, товары народного потребления, технику и оборудование. Также мы готовы к выполнению срочных санитарных заданий и транспортно-связных работ. Поддерживать оптимальные цены позволят предусмотренные для резидентов Арктической зоны налоговые и иные преференции. Первые коммерческие полеты начнем в апреле этого года, - говорит директор компании Максим Слепцов.

Годом ранее такой же сертификат получило ООО "Восход". У компании уже есть госконтракт с "Якутопторгом" на завоз продуктов. На стадии подписания - договор с "Почтой России" на доставку писем и периодики в отдаленные районы.

В режиме "авиатакси"

О расширении возможностей использования малой авиации говорили несколько лет. Подвижки начались с вступлением в силу федеральных авиационных правил №494, упростивших требования к сертификации эксплуатантов малой авиации. С 1 января 2021 года предпринимателям на легких самолетах и вертолетах дали добро на санрейсы и транспортно-связные работы, перевозку грузов на внешней подвеске, отстрел волков, проведение ледовой разведки, поиск людей и так далее.

В связи с изменением федерального законодательства в Якутии обновят "Концепцию развития малой авиации и авиации общего назначения"

А с 1 сентября 2022 года авиакомпаниям малой авиации разрешили возить пассажиров, грузы и почту чартерными рейсами в режиме "авиатакси".

Сибирские ученые придумали замену импортным композитам для авиации

- При этом предприятие может иметь в аренде или собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 человек. Им разрешили уменьшить количество командно-руководящего состава с семи до двух человек. Допускается совмещение директором функций других руководителей, а также совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлению качеством. Несомненно, это будет способствовать повышению транспортной доступности населенных пунктов республики, - считает Иван Лукин.

В связи с этим в Якутии будет обновлена "Концепция развития малой авиации и авиации общего назначения". Как отметил министр транспорта региона Владимир Сивцев, рассматривается возможность субсидирования или льготного кредитования малой авиации по линии Фонда развития предпринимательства Якутии. Деньги будут выдавать на приобретение, перегон и поддержание летной годности воздушных судов, завоз и хранение топлива.

Сформирован и проект опорной сети авиаплощадок - исходя из покрытия территории региона перевозками на самолетах Ан-2.

Кстати

Дороговизна авиабилетов на внутренних линиях Якутии стала притчей во языцех - так, перелет из столицы республики в Черский стоит 40 тысяч рублей. В числе прочего в цену заложены затраты на аэропортовое обслуживание. На Севере оно в шесть-десять раз дороже, чем на "большой земле". Так, сбор за взлет-посадку в аэропорту Внуково составляет 220 рублей за тонну, в Якутске - 1267, а в Тикси - 2440 рублей.

По расчетам Ассоциации малой авиации Якутии, если обнулить аэропортовые сборы в регионе, компенсировав затраты из казны, билеты подешевеют как минимум на 20-25 процентов. Цена вопроса - 1,4 миллиарда рублей, или один процент доходов республиканского бюджета.

В Сибири испытали самолет ТВС-2МС с устройством для тушения пожаров
Якутия Дальний Восток