В 2017 году в России стартовала программа инвестиционных квот. Сейчас в ее рамках, а также с помощью механизма крабовых квот на российских верфях строятся и готовятся к строительству несколько десятков судов, которые должны быть сданы в определенные сроки. По информации Росрыболовства, в структуре материалов и оборудования половину занимают импортные комплектующие. Рыбаки и судостроители особенно опасаются остаться без пропульсивных установок - двигателей, гребных винтов и прочих механизмов, обеспечивающих движение судов. Ни сейчас, ни во времена СССР на территории нашей страны их не выпускали, закупали в Германии, США, Японии.
Принимая это во внимание, Росрыболовство направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты. Они касаются сроков строительства флота. Максимальный по действующему законодательству составляет шесть лет, его предлагается продлить на два года.
Помимо этого регулятор отрасли вместе с минпромторгом, АО "Объединенная судостроительная корпорация" и бизнес-сообществом создал рабочую группу, которая оперативно проанализирует ситуацию с поставками иностранного судового и комплектующего оборудования. Цель - определить недостающий объем, возможность локализации поставок, необходимость и стоимость перепроектирования судов, возможность государственного субсидирования этого перепроектирования. Юрий Трутнев поручил минпромторгу и ОСК представить детальный план-график по импортозамещению судовых узлов и компонентов, если поставки или замены на альтернативные аналоги невозможны.
Кроме того, Росрыболовство предлагает субсидировать кредиты на строительство судов и береговых заводов в рамках инвестквот, которые подорожали (или подорожают) из-за роста ключевой ставки Центробанка.
- Считаем, что все эти меры позволят нам не останавливать инвестиционный цикл и продолжить те проекты, которые были начаты, - пояснил глава Росрыболовства Илья Шестаков.
При этом ФАР не отказывается ни от своих планов на второй этап инвестиционных квот, ни от аукционов на краба. Если и будут изменения, то в будущем, с учетом корректировки ситуации. "Безусловно, какие-то решения могут быть приняты. Но не сейчас, а в дальнейшем", - заявил Илья Шестаков.
Еще одно предложение регулятора - стабилизировать цены на рыбу на внутреннем рынке, которые уже пошли в рост. По словам руководителя объединенной пресс-службы Росрыболовства Дмитрия Клокова, в качестве оптимального варианта для стабилизации цен ФАР видит "механизм саморегулирования и диалога между добытчиками, производителями продукции и торговыми сетями без применения административных рычагов". Росрыболовство будет выступать координатором по разработке соглашений.
- Речь о госрегулировании не идет, - подчеркнул Клоков.
Поддержать низкие цены на водные биоресурсы должно субсидирование железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции (в это понятие входит и рыба) по льготным тарифам. В 2022 году правительство РФ дополнительно направило на эти цели два миллиарда рублей, что привело к уменьшению транспортных расходов для компаний рыбной отрасли.
Остаются проблемой административные барьеры.
- Несмотря на то что президент Российской Федерации Владимир Путин всем поставил задачу сократить их, уменьшить количество проверок, если деятельность компании не связана с жизнью и здоровьем людей, отдельные органы исполнительной власти придумали дополнительные формы контроля. Их все надо сегодня убирать как можно быстрее, - заявил Юрий Трутнев.
Он поручил федеральным министерствам и ведомствам в кратчайший срок обеспечить устранение экологической экспертизы по оформлению неквотируемых видов водных биоресурсов.