На вопрос, одобряете или не одобряете деятельность президента, 79% респондентов ответили положительно. В сообщении ВЦИОМ отмечается, что этот показатель увеличился на 1,1 процентный пункт за неделю. 13,5% ответили отрицательно. О доверии президенту заявили 81% россиян (плюс 0,4 % за неделю), недоверие выразили 15,4%. На предыдущей неделе ВЦИОМ сообщал, что уровень доверия россиян президенту вырос за неделю на 1%.
Отметим, что цифры одобрения деятельности Владимира Путина на посту главы государства превышают цифры его поддержки на выборах три года назад - в марте 2018-го. При этом не только ВЦИОМ, но и другие социологические структуры России фиксируют высокий рейтинг Путина и его поддержку гражданами. Консолидация общества отмечается на фоне санкционного давления Запада. Ранее Владимир Путин подчеркивал, что, по сути, речь о попытке ввести санкции на право страны быть независимой, "на право быть Россией", ведь россияне "не хотят плясать под чужую дудку".
Характерно и то, что повышение рейтингов доверия и одобрения идет одновременно с ростом поддержки спецоперации на Украине. Как сообщал ВЦИОМ 30 марта, 76% населения считают правильным решение о ее проведении. С начала мониторинга (с 25 февраля) поддержка возросла на 11 процентных пунктов. Данный инициативный опрос проводился 24 марта среди 1600 респондентов методом телефонного интервью, размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев:
"Доверие к президенту и так было высоким. Еще больший его рост, конечно, связан с проведением спецоперации на Украине. Это показывает, что люди, по всей видимости, ждали этого решения.
Отмечу, что даже наши либеральные социологические службы вынуждены были признать рост рейтинга президента. А ведь у них свой круг опрашиваемых - другой социологический срез. И если даже этот срез роста рейтинга доверия, то это очень показательно. Ведь идет информационная война. И поддержка институтов государства на этом фоне растет - вопреки информационным накатам - и даже благодаря им. Потому что наш народ не любит, когда его учат правильному поведению из-за рубежа.
Так что можно сказать, что Запад проиграл эту информационную войну. Ведь он наверняка хотел бы увидеть отказ от поддержки президента со стороны общества, но произошло обратное. Наше общество не раз доказывало, что способно к консолидации. Именно поэтому мы - единственная страна, которая победила Гитлера. Для нас любая атака извне - не повод искать виноватого, а повод объединиться".
Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков:
"В таких ситуациях во всех нормальных обществах всегда наблюдается эффект консолидации вокруг лидера. Конечно, граждане воспринимают его как защитника, как человека, который заботится о них и является символом победы. Это коррелируется с ростом поддержки спецоперации на Украине и с той ролью, которую Путин играет сейчас и играет все эти годы.
Одновременно растет поддержка и доверие к тем институтам, которые воспринимаются как пропрезидентские. Это относится и к правительству, и к "Единой России", рейтинг которой сильно вырос за последние недели. Последнее происходит еще и потому, что "ЕР" взяла на себя важную социальную функцию поддержки беженцев, жителей Донбасса.
Консолидация вокруг Путина наблюдается не впервые, однако сейчас рост рейтинга куда выше, ведь события, связанные со спецоперацией, воспринимаются куда более серьезно, чем просто нападки на страну в виде санкций. Избиратели видят, что Путин жестко ведет себя по отношению к западным странам, которые давят на Россию, воспринимают его позицию как справедливую, как защиту своих интересов".
Директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин:
"Рост рейтинга доверия означает поддержку действий главы государства за последние полтора месяца - речь о признании ДНР и ЛНР и проведении спецоперации на Украине. Народ устал от того, что под боком находится агрессивное государство, которое вдобавок угрожает тем, что получит ядерное оружие.
Растут рейтинги и других институтов власти, в том числе и правительства. Это еще и реакция на санкционную политику Запада. Ограничения преследовали цель сдержать Россию, наказать российский народ. Но вместо растерянности и панических криков - массовая консолидация общества. И здесь информационная война, развязанная Западом, только помогла. Своей агрессивностью, массовой ложью она укрепила народ во мнении, что мы все делаем правильно.
И еще сыграли роль попытки навязать тему стыда за то, что мы русские. Она встретила тотальное отторжение у российского общества, стимулировала гордость за страну, свою нацию, политику власти. Запад проиграл информационную войну, все его действия - мимо цели".