Актриса Одесса Янг в этой картине раздетой выглядит лучше, чем одетой. Ее героиня - служанка из приличной семьи (мужа играет Колин Ферт, жену - Оливия Колман), неприлично (с точки зрения общественных устоев 1924 года) полюбившая сына владельцев соседской усадьбы (в этой роли Джош О'Коннор - звезда сериала "Корона"). И он ее полюбил. Однако же родители нашли ему подходящую невесту, и все движется в сторону брака по долгу, не по любви. А свидания с той, что мила сердцу, происходят тайно. Вот так и в этот прекрасный выходной, День матери. Все уехали на пикник, и молодые влюбленные условились встретиться в пустующей усадьбе...
Фильм нетороплив, режиссер смакует каждую секунду, растягивает ее, оператор долго держится на крупных планах, игре цвета и тени. Остановись мгновенье... Каждая деталь - пуговка, туфелька, галстук, рубашка... Фильм - как ожившая живопись, оттеняемая классической музыкой. Особенно - момент после свидания - когда молодой влюбленный отправляется присоединяться к высшему обществу на пикнике, а девушка останется одна в таком загадочном доме. Она в нем впервые. Обнаженная, словно сошедшая с картин, например, Рубенса, проходит по комнатам - гостиная, библиотека... Задержится у орхидей в прихожей. Поест пирог с овощами. Кинется мыть нож по привычке - она же служанка. Но зритель в данный момент "смакует" - в смысле чувствует вкус не только этой истории, но еще и нескольких других. Способом параллельного монтажа, авторы картины переносят нас из одной реальности в другую. Вот первые встречи возлюбленных - прошлое. Вот будущее - у героини уже другой жених, а затем - муж. В третьей реальности пожилая женщина пишет в своем доме.
Если и сравнивать "Роман служанки" с каким-то сериалом, то - со знаменитой "Уборщицей", героиня которой нашла выход - справиться с душевными травмами и драмами своей жизни - она стала писательницей. Служанка в исполнении Одессы Янг - тоже. И в какой-то момент начинаешь ее подозревать в том, что в правду жизни вмешивается вымысел. Но нет - это всего лишь история женщины, которая любила и пытается в буквах и строчках еще раз прожить свои чувства. В частности - тот самый важный день, который стал для нее роковым.
Отдельно стоит сказать о дуэте Ферт-Колман. Ферт играет мужа - мужчину, одержимого вечным чувством вины из-за случившегося в их семейной жизни. На самом деле виноваты обстоятельства, но как истинный джентльмен герой Ферта все взял на себя. Извиняющаяся улыбка, попытка насладиться самым малым и банальным - чтобы заглушить боль; сила, спрятанная в слабости...
Долгое время непонятно, что именно делает в фильме Колман, пока в какой-то момент она не произнесет самые важные слова в фильме - о тяжести потерь - центральный монолог картины, в которой, в принципе, не так уж и много слов, несмотря на то, что героиня - писательница. Колман говорит о потерях, и как каждый человек, который хоть кого-то или что-то терял в своей жизни, уверена в том, что никто не испытывал ничего подобного. Заключенная в рамки своего горя, она не в состоянии выйти за них, проявляя сострадание к другому человеку, что только усугубляет трагедию ее самой.
В какой момент чистые и наивные девушки превращаются в замкнутых в себе женщин, которые пытаются косметикой закрасить лица с нарисованными на них жизнью разочарованием и болью? В какую секунду боль души перекрывается творчеством? Служанка чего? Обстоятельств? Силы духа? Если вдуматься - какое сильное слово и понятие "Служение". Возможно, так и стоило перевести название фильма на русский язык. Но выбрали другой перевод, основанный на том, что слово "роман" - двусмысленно.
Фильм в прокате с 31 марта.