Главная проблема - резкие изменения в цепочке поставок. Фактически никто не был готов к ним ни в прошлом году, ни сейчас.
Напомним, первые логистические сложности возникли во время пандемии: в июле 2021 года Хошимин, где находится один из наших распределительных центров, и соседние провинции на юге Вьетнама оказались закрыты из-за ограничений. Для исключения передвижений в закрытых регионах власти страны распорядились выставить на дорогах блокпосты. Точных сроков отмены ограничений назвать никто не мог. Кроме того, возникли пробки в портах при отправке контейнеров на территории России и транзитных стран.
Постепенно это отразилось на всех компаниях с продажами во Вьетнаме - все работали с увеличенным транзитным временем, практически вдвое. Обострял кризис тот факт, что сотрудники один за другим уходили на больничный.
Сейчас ситуация осложнилась еще сильнее. Страны Евросоюза частично ограничили для нашей страны грузопоток в обоих направлениях. Идет частичный запрет на экспорт отечественных товаров. Трудности бизнес испытывает во всем - начиная с собственных закупок и заканчивая доставкой грузов клиентам. Кроме того, возникают проблемы с проведением платежей, а из-за колебаний курсов валют подорожало сырье.
Есть нюансы и с поставками оборудования. С одной стороны, увеличились сроки доставки - это связано с очередями на таможне. С другой - возникает непонятная ситуация с европейскими поставщиками. Приведу пример. Некоторое время назад мы заказали новое оборудование для нашего завода, оплатив часть работ. Теперь производитель попросил нас не делать следующий платеж, потому что не уверен, что сможет отправить заказ в Россию.
Что касается доставки грузов контейнерами, то сроки поставок увеличились до трех и более месяцев. Обслуживающие более трети мирового рынка логистические компании Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC) и CMA CGM ввели ограничения на работу с Россией.
Есть альтернативные варианты доставки товаров через страны, которые не ввели санкций в отношении России. Например, Сербия, Турция - для прохождения сухопутных границ, а Грузия - как альтернатива выхода к портам Черного моря. Основная сложность состоит в высокой скорости изменений - новые вводные поступают практически ежедневно. По другим направлениям - Монголия, Турция, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан - пока изменений нет, все относительно стабильно.
Конечно, есть логистические решения перемещения товара на дальние расстояния. Это интермодальные перевозки - смешанные перевозки "от двери до двери" с использованием нескольких видов транспорта. Сочетание разных вариантов в рамках одного логистического плеча сокращает время в пути, позволяет организовать доставку между континентами.
Давайте разбираться. Доставка груза только автотранспортом удобна и эффективна, когда необходимо переместить груз в рамках одного континента. В период жестких карантинных ограничений российские фуры с грузом доезжали до границы с Монголией, и в нейтральной зоне на организованной площадке происходила замена российского тягача на монгольский. При этом водители не покидали кабины, исключая прямой контакт. И таким образом мы обходили требование в обязательном прохождении двухнедельного карантина.
Что касается железных дорог и морских линий, то сложность в том, что свободных рефрижераторных контейнеров на Дальнем Востоке, по сути, нет, а те, которые прибывают в регион, обычно зарезервированы на два-три месяца вперед под свежезамороженные морепродукты. К счастью, доступны под погрузку контейнеры, которые прибывают из западной части России.
В начале 2021 года сроки доставки железнодорожным и морским транспортом, например, во Вьетнам составляли около двух месяцев в сравнении с четырьмя-пятью неделями в доковидном 2020-м. В третьем квартале 2021 года в "РЖД" начали искусственно задерживать формирование и отправку контейнерных поездов в адрес восточных портов, чтобы избежать коллапса на контейнерных площадках, формирующих груз для дальнейшей отправки морем.
Самым быстрым вариантом по сравнению с морской линией остается авиадоставка. Но она выходит в пять раз дороже, хотя и во столько же раз быстрее. В сегодняшних условиях это единственный путь гарантированного получения поставки в срок по некоторым направлениям.
Теперь назову главные факторы, которые помогают наладить логистику. Интермодальные перевозки, локализация поставщиков и тесное партнерство с логистическими операторами, гибкий подход и быстрая реакция компании на обновление процессов работы, а также забота о сотрудниках - самом ценном ресурсе в любой ситуации - помогают компаниям не падать в продажах. Напомню: несмотря на сложности, возникшие из-за закрытых границ и затора контейнерных поездов на Дальнем Востоке, некоторым компаниям даже удалось увеличить количество перевозок на длительные расстояния и повысить число отгрузок в 2021 году по сравнению с 2020-м.