По мнению председателя Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентина Балашова, в этом случае придется фиксировать также цены на топливо, доля которого в себестоимости рыбы составляет примерно половину. За последние два года оно подорожало вдвое. Сегодня отечественное судовое дизтопливо стоит порядка 1000 долларов за тонну. Если его стоимость продолжит расти в таком же темпе, то скоро она сравняется по цене с импортным топливом, которое стоит около 1400 долларов за тонну. Также придется фиксировать цены на промвооружение, стоимость провизии для экипажей, хранения рыбы на складах и прочие товары и услуги, необходимые рыбопромышленникам.
- Пока в этом вопросе слишком много неопределенности, - считает эксперт. - Нашу ассоциацию к этому обсуждению не привлекали. Какие цены на рыбу предполагается фиксировать - розничные или оптовые? И в любом случае здесь необходимы не фрагментарные, а системные меры, к которым фиксацию цен я отнести не могу.
Еще более резко выразился председатель Рыбного союза Александр Панин. По его словам, фиксация цен может превратиться в "убийство отрасли рыбопереработки", которая находится в стагнации и не получает никакой поддержки.
- Да, мы знаем об отдельных фактах необоснованного повышения отпускных цен, но эти процессы не носят массового характера, - подчеркнул он. - В целом рост цен находится в коридоре текущих инфляционных процессов. Все сегменты РХК работают в полном взаимодействии с регулятором и розницей. Мы уверены, что справимся со всеми проблемами путем прямых переговоров, точечных мер и без жестких ценовых ограничений.
Одно дело, если фиксация цен коснется небольшой группы социально значимых товаров, представители отрасли это переживут. Если же предполагается фиксировать цены на широкий ассортимент рыбопродукции, это может сказаться на ее производстве, говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин. С импортной рыбой все проще: ее цена зависит от курса доллара. Она подорожала примерно в полтора раза, но рубль укрепляется, и ее цена наверняка "отыграет" назад. Хотя свое влияние окажут другие проблемы - нарушенные логистические цепочки, грозящие дефицитом. Рост цен на дефицитную рыбопродукцию, безусловно, продолжится.
- Из импортной рыбы мы рискуем "не довезти" селедку, скумбрию, лосося и различные беспозвоночные типа кальмара. Значит, придется этот дефицит компенсировать за счет нашей продукции, - подчеркнул Александр Фомин. Сегодня мы экспортируем около двух миллионов тонн рыбопродукции в год. Если часть экспорта переориентировать на внутренний рынок, то, на мой взгляд, это будет более эффективной мерой, чем фиксация цен. Необходимо провести расчет движения продукции, чтобы определить, где и как можно "подвинуть" экспорт с учетом мнения рыбаков. Что касается рыбопереработчиков, то я плохо представляю, в чем могут "подвинуться" они, поскольку свою маржу они должны получить. У нас достаточно конкурентный рынок, и тот, кто попытается задрать цену в два-три раза, рискует вылететь из него. А если цены будут зафиксированы на уровне, невыгодном рыбакам, то они могут попросту не пойти в море.
По его словам, остаются достаточно большие запасы рыбы, добытой с более низкой себестоимостью, которые позволят как минимум отсрочить скачок цен. Прежде всего это касается селедки, основной промысловый сезон которой - осень и начало зимы. Запасы селедки, добытой до Нового года, постепенно расходятся до следующего сезона. Возможно, стоит попытаться уговорить рыбаков не повышать цены на сельдь, выловленную в 2021 году. Из-за санкций Россия может недополучить около 150 тысяч тонн селедки, и этот объем, судя по всему, придется замещать за счет сокращения экспорта. Конечно, совсем без повышения цен обойтись будет нельзя, но эти меры позволят его ограничить.
- Наша ассоциация направила в правительство РФ предложение запретить экспорт наиболее социально значимых видов рыбы и морепродуктов, прежде всего сельди, горбуши, скумбрии и кальмара, добавил Александр Фомин. - По треске и минтаю следует, на наш взгляд, подсчитать балансы - сколько нужно этой рыбы на внутреннем рынке. Что касается валютоемких видов - краба, креветки, нерки, палтуса, то им следует открыть "зеленый свет" на экспорт. Поставляемую на внутренний рынок рыбу стоит освободить от НДС. Кроме того, можно ввести квоты на экспорт рыбы и с их помощью регулировать вывоз этой продукции за рубеж.