Индекс И-200 был присвоен скоростному истребителю, который проектировался в бюро авиаконструктора Поликарпова. В правительственном задании указывалось, что его максимальная скорость должна быть не меньше 640 км/ч. Непосредственная разработка и постройка первой партии из пяти опытных самолетов была поручена Артему Микояну. Работа началась 25 ноября 1939 года, а уже 31 марта 1940 года авиазавод отправил первый экземпляр на летные испытания. Пилотировать опытную машину назначили летчика-испытателя Аркадия Екатова.
Первый полет был выполнен 5 апреля. Испытания показали, что характеристики самолета в основном соответствуют заложенным в проекте. В связи с этим, даже не дождавшись окончания заводских и государственных испытаний, решением Комитета Обороны №224 от 25 мая и приказом НКАП №245 от 31 мая 1940 года истребитель И-200 был запущен в серийное производство. Выпуск самолета поручили заводу №1 им. Авиахима. В план 1940 года заложили постройку 125 единиц И-200.
Публично новый истребитель продемонстрировали 18 августа в Тушине на воздушном параде в честь Дня авиации. Показательный полет выполнил летчик Михаил Якушин.
И только после этого, 29 августа 1940 года И-200 (№№ 02 и 03), вышел на государственные испытания. Они закончились 12 сентября. Госкомиссия признала результаты удовлетворительными. Хотя были выявлены некоторые недостатки. А именно - фонарь кабины откидывался вбок, что было не очень удобно, форточки не обеспечивали нормальной вентиляции, приборная доска оказалась визуально малопригодной. Кроме того, шасси при уборке задевали трубки пневматической системы. Были замечания и по редуктору двигателя. Но поскольку все недостатки были не очень серьезными, их быстро устранили.
Некоторые проблемы возникли и с запуском производства самолета, поэтому план 1940 года завод не выполнил: построили 100 машин вместо 125. 9 декабря специальным приказом НКАП И-200 переименовали в МиГ-1, по фамилиям конструкторов Микояна и Гуревича. В части ВВС РККА самолет стал поступать с января 1941 года.
МиГ-1 в боевом варианте был оборудован тремя синхронными пулеметами (два - калибра 7,62 мм, с боезапасом 1500 патронов, и один калибра 12,7 мм, с боезапасом 300 патронов). Также на консолях крыльев разместили по две балки бомбодержателей - на четыре бомбы общим весом до 220 кг. Кроме того, предусмотрели возможность установки под крыльями четырех устройств для запуска реактивных снарядов.
В годы Великой Отечественной войны истребители МиГ-1 участвовали в защите неба над Москвой и в некоторых сражениях. Самолет эксплуатировался до 1944 года, после чего был снят с вооружения, поскольку к этому времени требования к скоростным истребителям были уже иные.