Европейские авиакомпании смогут исполнять контракты финансового лизинга, заключенные с российскими перевозчиками до 26 февраля. Соответствующее положение содержится в пятом пакете санкций против России, принятом ЕС 8 апреля.
Отмечается, что после истечения срока контрактов судна перейдут в собственность российских авиакомпаний.
При этом исключается какая-либо другая помощь или предоставление дополнительных экономических ресурсов. "Никаких экономических ресурсов, за исключением передачи собственности на воздушное судно после полного возмещения финансового лизинга", - говорится в документе.
Стоит отметить, что финансовый лизинг в авиаотрасли не так распространен, как операционный. Последний предполагает выплаты только в период пользования судном, а по истечению контракта самолет остается в собственности у лизингодателя. При финансовом лизинге перевозчик должен выплатить полную стоимость самолета, после чего получает право собственности на него. По оценкам экспертов, большинство самолетов в российском авиапарке находятся в операционном лизинге.
Ранее Евросоюз, Великобритания и ряд других стран ввели против России пакет санкционных мер, среди которых были закрытие воздушного пространства для российских самолетов, а также запрет иностранным лизинговым компаниям обслуживать самолеты в РФ. После этого лизингодатели начали отзывать свои самолеты, а Росавиация для обеспечения безопасности рекомендовала всем российским авиакомпаниям приостановить международные рейсы, так как более половины самолетов в РФ находится в лизинге иностранных владельцев.
По словам главы Минтранса Виталия Савельева, из-за санкций российские авиакомпании потеряли 78 самолетов. На сегодняшний день в российский реестр было переведено 900 самолетов. При благоприятном развитии ситуации в 2022 объем пассажирских авиаперевозок может составить до 90 млн человек, уточнил Савельев.