10.04.2022 20:27
Экономика

Евросоюз ввел санкции на российские суда, уголь и цемент

Текст:  Евгений Гайва Сергей Тихонов Марина Трубилина Дарья Худякова Олег Капранов
Российская газета - Столичный выпуск: №77 (8725)
Совет ЕС принял пятый пакет антироссийских санкций. Новые ограничения затронули в первую очередь операции по экспорту-импорту и грузоперевозкам. "Российская газета" рассказывает о наиболее важных для экономики ограничениях Евросоюза.
Читать на сайте RG.RU

Транспорт

Как в условиях санкций живет самый западный регион России

Вводится запрет на работу на территории стран ЕС как российских, так и белорусских грузовых автоперевозчиков, в том числе для транзитных перевозок. Однако некоторые исключения сделаны в отношении предметов первой необходимости, например, сельскохозяйственных и продовольственных товаров, гуманитарной помощи, а также энергоносителей. Кроме того, введен запрет на заход судов под российским флагом в порты ЕС. Исключения также сделаны для медицинских, продовольственных, энергетических и гуманитарных целей.

Если бы санкции коснулись всех договорных отношений на перевозки из ЕС в Россию, остановилась бы значительная часть грузопотока, говорит замдиректора логистической компании ПЭК Вадим Филатов. Запрет касается только российских и белорусских перевозчиков, которые используют транспортные средства с номерами RU и BY, логистические операторы смогут заказывать доставку у транспортных компаний из Европы, отмечает он. Правда, не известно, захотят ли европейские перевозчики ездить в Россию, добавляет исполнительный директор ACEX Алексей Липатов. Возможности работать по прямым контрактам сильно сокращаются, товары придется перепродавать через дружественные страны, сроки удлинятся, доставка подорожает. В лучшем случае это будет доставка из Европы через Турцию, там переоформление документов, поясняет Липатов. Этот маршрут займет около 20 дней вместо пяти, как было раньше.

Импортные могут провозиться через дружественные страны, но логистика станет заметно сложнее

Запрет для судов под российским флагом заходить в европейские порты не окажет существенного влияния. До появления пятого пакета логистические компании уже понесли убытки из-за введенных ограничений на перевозки и ухода крупных зарубежных игроков из цепочек поставок, замечает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. С учетом ограничений от глобальных морских линий на прием поставок в российские порты, пришлось перестроить доставку из Китая и Европы на наземный транспорт, соглашается Липатов.

Уголь

ЕС ввел полный запрет на импорт российского угля. Влияние этой меры на российскую экономику в Евросоюзе оценили в 8 млрд евро. По данным нашей Федеральной таможенной службы (ФТС), сумма иная. В 2021 году российского угля в Европу с учетом не входящих в ЕС стран было отгружено на 3,8 млрд евро.

Вице-премьер Александр Новак заявил в интервью телеканалу "Россия 24", что странам с большой зависимостью от российского угля будет очень трудно моментально отказаться от наших поставок. В случае запрета Россия перенаправит экспорт угля с Европы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Больше половины потребляемого угля страны ЕС добывают сами. Несмотря на закрытие многих шахт и резкое снижение производства с 2011 года, в 2021 году в ЕС было добыто почти 300 млн тонн при потреблении около 430 млн тонн. Великобритания, Сербия и Турция также добывают уголь, но большую его часть используют для внутренних нужд.

Силуанов: Ситуация в мировой экономике ухудшилась в результате санкций

Основными покупателями российского угля в Европе были Кипр, Польша (в 2022 году уже отказалась от поставок из России), Германия, Италия, Нидерланды и Франция. Всего в Европу в 2021 году было отгружено 50,6 млн тонн (в ЕС - 48,7 млн тонн), из них 3,4 млн тонн коксующегося угля, используемого в металлургии и 47,2 млн тонн энергетического угля, используемого как топливо для электростанций.

Цемент и дерево

Евросоюз также ввел запрет на импорт из России древесины и цемента.

За 2021 год на экспорт в страны ЕС ушло около 50 тысяч тонн цемента, а за два месяца нынешнего года около 6 тысяч тонн, сообщил предправления НО "Союзцемент" Вячеслав Шматов. Запрет ЕС на импорт цемента из России не отразится на производителях стройматериалов и на строительной отрасли в целом, говорит председатель Комиссии по вопросам развития индустрии стройматериалов, технологий и промстроительства Общественного совета при минстрое Александр Ручьев. В прошлом году объем экспорта цемента из России был существенно мал по сравнению с тем, какой объем был произведен внутри страны.

Из-за запрета на экспорт древесины ЕС можно ждать снижения цен на нее на российском рынке

Поставки древесины в Европу были более значительными. На экспорт шла примерно половина заготовленной древесины, в Европу - около 27%, говорит сопредседатель правления Ассоциации деревянного домостроения Юлия Юрлова. Основная часть - 57% - шла в Китай, который готов увеличить закупки, отмечает она. Запрет на ввоз российской древесины ударит прежде всего по самим западным импортерам, считает Ручьев. Это еще больше подстегнет рост на внешних рынках. При этом цены внутри России могут снизиться, поскольку возрастет объем предложения. Ранее Европа поставляла кругляк в Китай, говорит владелец строительной компании "Дом Лазовского" Максим Лазовский, а взамен закупала лес в России, это было выгоднее. Теперь Европа будет потреблять свои запасы, а в Китай пойдет российский лес, считает он. К концу мая внутренние цены на пиломатериалы могут снизиться на 20-25%, считает замгендиректора "KASKAD Недвижимость" Ольга Магилина.

Благодаря появлению дополнительных объемов продукции на внутреннем рынке можно ожидать снижения цен, сообщили в минпромторге. Кроме того, снижение цен также будет стимулировать строительный сегмент, что в том числе окажет положительное влияние на экономику лесного комплекса.

Технологии

Запрет на поставки в Россию полупроводников, сложной электроники, программного обеспечения и различного чувствительного оборудования может оказать заметное влияние на рынок российской микроэлектроники и смежных областей, отмечают опрошенные "РГ" эксперты. Основные игроки на европейском рынке микроэлекроники - голландская NXP, швейцарская STmicroelectronics, Infineon из Германии - выпускают чипы, которые активно используются в российском автопроме, являются составными частями решений промышленной автоматики и энергетике. При этом локализовать это производство едва ли представляется возможным. "Разработчики и производители ключевых современных компонентов производственного цикла (современных технологических материалов, специального технологического оборудования, систем автоматизированного проектирования, изготовления фотошаблонов, пластин с кристаллами заказных элементов) рассредоточены по всему миру. Особенно если речь идет о передовых технологических процессах", - пояснил "РГ" генеральный директор "Байкал Электроникс" Андрей Евдокимов.

Не менее существенную роль играют производители оборудования для разработки микроэлектроники и компонентов. В этом сегменте лидером с капитализацией в 350 млрд долл. является голландская ASML, выпускающая литографическое оборудование для микроэлектронной промышленности, в том числе для изготовления интегральных микросхем, чипов памяти и флэш-памяти, микропроцессоров и т.п. Кроме того, компания выпускает измерительное и тестировочное оборудование. По словам руководителя одного из предприятий, занимающихся производством микроэлектроники, при производстве кристаллов альтернативы импорту оборудования попросту нет. "Ключевое оборудование ростовое - Германия, оборудование для резки кристаллов с точностью в 20-30 микрон - Япония, оборудование для шлифовки - также Япония, оборудование для прецизионной мойки - США", - заявил собеседник "РГ".

Как отметил в интервью RTVI Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), ключевой особенностью индустрии микроэлектроники является то, что отказ даже одного из производителей поставлять тот или иной компонент ставит под вопрос все производство, так как найти альтернативу во многих ситуациях попросту невозможно.

Макроэкономика