Одной из мер профилактики должна стать ранняя диагностика заболеваний глаз в школах. Как ее организовать, "РГ" рассказала главный офтальмолог Новосибирской области Анжелла Фурсова.
Анжелла Жановна, какие заболевания глаз чаще всего приводят к потере зрения?
Анжелла Фурсова: Во всем мире ведущие причины одни и те же - глаукома, катаракта, нарушения рефракции и заболевания сетчатки. И если сегодня современные технологии лечения катаракты и рефракционной хирургии позволяют эффективно помогать многим пациентам, то такие социально значимые заболевания, как глаукома, возрастная макулярная дегенерация (ВМД) и диабетическая ретинопатия, становятся основными причинами снижения и необратимой утраты зрения. А это серьезно ухудшает качество жизни, приводит к инвалидности. В России в структуре инвалидности глаукома занимает от 27 до 29 процентов, возрастная макулярная дегенерация - 10-13 процентов.
Статистика заболеваний глаз растет. В чем причины?
Анжелла Фурсова: Рост продолжительности жизни приводит к увеличению числа пациентов старшей возрастной группы. Эти люди остаются активными членами общества, им необходимо хорошее качество жизни. Одной из важных его составляющих является зрение. Каждый день в нашем отделении мы оперируем более 30 пациентов, средний возраст которых превышает 80-90 лет. У нас появились современные технологии диагностики и хирургического лечения, которые позволяют десятилетиями сохранять хорошее зрение у тех пациентов, которым раньше мы помочь не могли. Кроме того, появились и современные высокотехнологичные препараты, которые помогают бороться с заболеваниями сетчатки. В результате появляется возможность десятилетиями поддерживать зрение, предотвращая наступление слепоты. А для пожилых пациентов это крайне важно: это дает им возможность не только свободно передвигаться, обслуживать себя, но и читать, заниматься физкультурой, рукоделием - жить полной жизнью.
Ясно, что для эффективного лечения крайне важна ранняя диагностика - есть ли с этим проблемы?
Анжелла Фурсова: К сожалению, система диспансерного наблюдения в 90-е годы была полностью утеряна. В последние годы мы постепенно пытаемся восстанавливать диспансеризацию пациентов, а значит, и мониторинг течения тяжелых и инвалидизирующих заболеваний. К сожалению, нередко диагностируем заболевание на поздних стадиях, когда уже в лучшем случае можно только поддерживать тот уровень зрения, что остался.
Нередко рекламируют средства, которые якобы помогают сохранить зрение - от всевозможных БАДов до каких-то особых очков… Это правда?
Анжелла Фурсова: Такая реклама просто разрушительна. Пожилым доверчивым людям навязывают в качестве альтернативы лечению биологические добавки, витамины, аппараты, эффективность которых не имеет никакой доказательной базы. И, если пациент пользуется всем этим и откладывает визит к врачу, это нередко приводит к безвозвратной потере зрения.
А почему страдает зрение у молодежи - гаджеты виноваты?
Анжелла Фурсова: К сожалению, нарушения рефракции, связанные с большой зрительной нагрузкой - смартфонами, компьютерами, при полном несоблюдении режима и гигиены их использования очень распространены.
В период пандемии эти риски еще больше выросли. Длительное дистанционное обучение, использование интерактивных досок в школах влекут за собой сначала функциональное напряжение аккомодации. И при отсутствии его коррекции вызывают стойкую близорукость. Дети сидят, уткнувшись в гаджеты с утра до вечера, они перестают гулять, заниматься спортом, многие имеют нарушения осанки и другие проблемы со здоровьем. Все это также усугубляет нарушение зрения.
Какие пути улучшения ситуации вы видите?
Анжелла Фурсова: Сейчас в Новосибирской области на базе филиала МНТК "Микрохирургия глаза" проводится скрининг нарушений зрения в образовательных учреждениях. Мы анализируем состояние зрения у детей, назначаем им очки, контактную коррекцию или другие методы лечения и затем организуем диспансерное наблюдение в поликлиниках по месту жительства. Благодаря программе модернизации детского здравоохранения мы улучшили техническое оснащение детских поликлиник, например, восстановили кабинеты охраны зрения детей. Это один из возможных путей.
Как оказалось, коронавирус поражает все системы организма, и прежде всего сосудистую. Повышает ли это риск развития офтальмологических заболеваний?
Анжелла Фурсова: Осложнения со стороны органа зрения при коронавирусе возникают: конъюнктивит, кератоконъюнктивит (воспалительные заболевания конъюнктивы, роговицы и других тканей глаза),эписклерит. Чаще всего они встречаются в средней фазе заболевания и у пациентов с пневмонией. Также возможно развитие ретинопатии - патологии сетчатки, которая имеет сосудистый характер и часто является следствием нарушения процесса свертывания крови. Кроме того, COVID-19 может предрасполагать к возникновению тромбов, что также приводит к осложнениям. Мы столкнулись и со случаями папиллофлебита - это редкое заболевание, при котором задета центральная вена сетчатки, и оно наблюдается у здоровых молодых людей. Обычно оно имеет острое начало с резким безболезненным снижением зрения на одном глазу. Всем таким пациентам потребовалось длительное лечение. Но хочу подчеркнуть: если человек вовремя обратится к врачу и получит адекватную современную терапию, удается восстановить его зрение полностью.
Какие современные способы лечения заболеваний сетчатки сегодня доступны?
Анжелла Фурсова: Заболевания сетчатки глаза являются хроническими, а значит, требуют постоянного контроля, то есть регулярных визитов к врачу-офтальмологу. Не менее важно, чтобы пациент педантично выполнял все рекомендации. Важно и самому следить за своим зрением: например, такой простой метод самоконтроля, как тест Амслера, позволяет заподозрить проблему и вовремя обратиться к врачу. Сегодня мы располагаем всеми возможностями точной диагностики. Например, оптическая когерентная томография сетчатки позволяет на микронном уровне определить не только наличие патологии, но и следить за изменениями на фоне лечения, подбирая режим терапии и ее длительность.
При регулярном лечении уже через 3-5 месяцев заболевание обычно перестает прогрессировать, зрение стабилизируется и пациенту нужно реже делать инъекции. Добившись эффекта, очень важно не дать заболеванию рецидивировать. То есть важно не остановиться и продолжать терапию. Если все делать правильно и несколько лет четко продолжать лечение, увеличивая интервалы между инъекциями препарата, можно добиться стойкой и длительной ремиссии.
Что вы посоветовали бы читателям для сохранения зрения на долгие годы?
Анжелла Фурсова: Самые общие правила: здоровое питание, отказ от жирной пищи, использование солнцезащитных очков, активный образ жизни, отказ от курения. И, конечно, регулярные визиты к офтальмологу - не реже одного раза в год. Нужно помнить, что любые заболевания могут и должны быть вовремя диагностированы, тогда лечение будет эффективным. Внимательное отношение к своему здоровью позволит долгие годы видеть этот прекрасный и удивительный мир и жить полной жизнью.